Verification: 626376f5a41fcc72

Сицилия (Италия)

Летоянни, Таормина, Сиракузы, Ното, Агридженто, Модика
Катания, Мессина, Палермо, Чефалу, Джардини Наксос
По Сицилии надо ездить. Желательно на машине, но можно и на автобусах с поездами. Увидеть можно разное – и античные поселения, такие как Агридженто, и жемчужины позднего средневековья, как Модика с Рагузой или Ното, или почти сразу всё или очень разное - в Сиракузах, Палермо или гламурной Таормине. А как забыть про собор в Месине, «черную» Катанию, Монреале и Чефалу, Энту, наконец? А еще виллу Казале и природный парк в ущелье реки Алькантара… И это я еще не все наши цели, чаяния и случайные счастливые визиты упомянула.

На Сицилии мы были дважды. В первый раз слетали в марте, очень недорого, с турфирмой (55 000 рублей за двоих при полупансионе, это было еще в 2012 году). Правда, тогда, наши пятые точки практически пустили корни в автобусное кресло. Потом мы долго стремились вернуться самостоятельно, и, наконец, позапрошлым летом съездили на две недели, во второй половине июня. Хотелось, чтобы было не очень жарко, и было немного туристов. Так и получилось, хотя море оказалось еще прохладным.

По информационной насыщенности – это была одна из лучших поездок, хотя в финале и ощущался некоторый перебор достопримечательностей – последние брыкались и уже плоховато заталкивались в голову. По гастрономическим впечатлениям и радости от пеших прогулок по набережной Летоянни и улицам Таормины – отдых я тоже оцениваю на пять баллов, а вот море в Летоянни (именно там мы бронировали жилье) немного обмануло наши ожидания.

Отдыхать в Летоянни дешевле, чем в других местах Сицилии, и ездить оттуда - даже самостоятельно - удобно. Поэтому если вы не планируете брать машину на весь отдых – однозначно рекомендую. Для меня главным аргументом была близость Таормины – этот городок на горе Тауро очаровал еще в первый приезд, но очень хотелось погулять по нему без толп туристов – рано по утру, или после семи вечера, когда отходят круизные теплоходы и уезжают экскурсионные автобусы. С Летоянни, где галечный пляж, конкурировал отдых в районе песчаного пляжа Сан Вито, но там приемлемое жилье нашлось только вдали от магазинов и прочей цивилизации, а машину на все две недели поездки мы брать не хотели. Иначе, по нашему непоседливому характеру, мы толком не посидели бы у моря и не нагулялись бы пешком.

Расходы на двухнедельный отдых на троих 18 июня – 2 июля (2017)

Прямой рейс S7 Москва – Катания – Москва – 850 евро

Трансфер на машине: аэропорт Катании – Летояни (туда и обратно) - 160 евро

Домик у моря Sailor's House на 14 ночей - 1064 евро (мы бронировали через Букинг, но напрямую - было бы дешевле, ссылка позже)

Еда – около 80 евро в день, всего - 1128 евро (8 ужинов в ресторане, 8 перекусов в кафе, 2 обеда на заправке, покупка продуктов в небольших магазинах)

Машина – 450 евро (310 евро аренда в «California» в Таормине на 5 суток – про это будет отдельный рассказ; 120 евро – бензин, 20 евро за 4 стоянки и поездки по платным дорогам)

Автобус – 36 евро (4 поездки в Таормину туда-обратно, и одна – Таормина – Мария - дель – Рокко в один конец)

Музеи, природные и археологические парки (7 мест; посещение храмов - бесплатно) – 100 евро

Пляж (лежаки ) – 122 евро. Для кого-то лежаки не обязательный атрибут отдыха. Вынужденно повалявшись на гальке в Абхазии, мы поняли, что совсем без лежаков нам как-то не нравится. В Летоянни за один лежак надо было заплатить 8 – 10 евро, и 30 мы отдали за лежбище с балдахином в Фонтана Бьянко (об этом тоже потом расскажу подробнее)

Итак, Sailor's House на Букинге или дом моряка - Casa del Marinaio – как называет его хозяйка Кармен. Очень необычный. Владелица говорит, что он был построен в 1700 году. Может, и так. Нам показалось, что некоторые стены действительно старинные, а само жилье было построено позже и как бы «встроено», зажато, между двумя другими домами. Но как бы там ни было, внутри удобно (74 кв. метра) и уютно (со вкусом обставлено старинной мебелью), а пляж в двух минутах ходьбы. Единственно, море из окон почти не видно.

Внутри - небольшая прихожая, прямо – кладовка, а слева - спуск в кухню (строго говоря, это полуподвальное помещение с окном у потолка), там есть большой обеденный стол и диванчик, на нем спала дочка. Еще на первом этаже есть туалет и душ. На втором этаже – спальня с двумя окнами. Рядом второй душ и туалет. Но можно подняться по лестнице еще на несколько ступенек – там будет «полуэтаж» со стеклянным полом и большим панорамным окном, из которого как раз видно море. Сидеть перед таким открытым окном на ажурных железных стульях очень романтично.

Кондиционер работал хорошо, а вот купальники и полотенца по настоянию хозяйки мы сушили на улице. Она опасалась морской воды, попавшей глиняный пол. Впрочем, привередливый пол мы все равно заляпали, но никаких санкций жгучая итальянка к нам так и не применила.

Машину в переулке у дома надолго оставлять не рекомендовалось, бесплатное парковочное место было на другом конце улицы, около виллы, где любила отдыхать сама Грета Гарбо.

Дом стоит рядом с набережной на окраине поселка, до центра идти минут 15, до автобусной остановки – около 20, до ближайшего магазина – минут 10. Про рестораны расскажу в очерке про Летоянни.

Море рядом с домом

Во второй половине июне на пляже иногда мы были одни. Хотя изобилие лежаков и убеждало нас в том, что еще чуть-чуть и купальщиков будет в изобилии. Дело в течениях. Вода в иные дни была 14 - 16 градусов. Даже 18-20 в этих местах оказалось редкостью. Сам пляж – крупная галька. Впрочем, в первый же день предприимчивый синегалец продал нам резиновые тапочки за 8 евро. В них входить в холодную воду стало комфортнее. Вторая проблема – я не могла бы назвать эту воду вполне чистой. Похоже, опорожнять гальюн в море было принято и в этих прибрежных водах. Не то что бы каждый день, и не то чтобы грязно было везде, но меня это очень расстраивало. Впрочем, думаю, что такая температура воды в это время на Сицилии была не везде. Когда мы приехали на песчаный пляж Фонтана Бьянко около Сиракуз, там было значительно теплее – градуса 24, и вода была чистой.

Автомобиль для туриста на Сицилии не роскошь. Как мы брали машину «у мафиози»

У всех свои тараканы. И счастье, когда в головах супругов они поют дуэтом. Мы с мужем недолюбливаем крупные корпорации, типовые договоры и отсутствие личного фактора. Поэтому, когда решили в первый раз брать машину на прокат больше, чем на день, то сделали это не в аэропорту, что проще и дешевле, а в Таормине, желая посмотреть арендодателю в лицо.

В Летоянни, где мы отдыхали, прокатных фирм не нашлось, в ближайшей Таормине их было четыре. Выбирали по скудным отзывам в интернете – остановились на California, предвкушая, что есть что-то мафиозное в компании под названием «Калифорния» на Сицилии. Возможно, так и было, потому что никакого залога, как это бывает в частных конторах, с нас не попросили.

Работник позвал владельца, тот – вальяжный невысокий пузатый сицилиец - пригласил нас в кабинет с большим столом. Лукаво улыбнулся. Для образа мафиози ему не нужно было быть в шляпе и с сигарой.

- Как там Москва? Gorbachov, matrechka, perestroika… - последнее латентный мафиози сказал по-русски.

- Да ничего, Москва стоит…

- Хотел я, помнится, съездить, еще в 60-е. А мне визы не дали. Я крепко обиделся.

Мы напряглись. Но последствий не последовало. Мило поболтали ни о чем, насколько это возможно с нашим плохим английским, заполнили типовой договор, по которому якобы любые убытки покрывает страховка, надо лишь вернуть машину с тем же объемом бензина в баке… А то, что босс не взял залога… Ну, цивилизованная страна: данные кредитки-то переписаны, мы на острове, кругом вода, вряд ли угонят… А если что мафиозная слава, опять же… Машину мы взяли на 5 дней – Fiat BRAVO механика - 312 евро по договору, но два евро нам простили.

Хозяин приглашал ездить в эти пять дней в Таормину и оставлять машину у него в гараже бесплатно. Но мы опцией не воспользовались. Таормина – город пешеходный, на машине могут ездить только местные (и да, когда берешь машину в Таормине, ты тоже временно местный), да и то только по нескольким окраинным улицам. Одна из таких - Bagnoli Croce, на которой, рядом с публичным Ботаническим садом и стоит прокатная контора. При въезде из города, как и при заезде, возвращая машину, водитель наш испытал легкий стресс, переходящий в тяжелую форму. Мало того, что улицы узкие, а куда хочешь – не повернешь из-за пешеходных зон или одностороннего движения, но и самое ужасное – дорога часто идет под углом 45 градусов – то вниз, то вверх.

Четверг: Ущелье Альконтары – Летоянни – Джардини Наксос

Из Таормины мы сразу же поехали в заповедник ущелье Альконтары - У входа бесплатная большая парковка.

В Летоянни мы припарковались рядом с домом. Кстати, как часто бывает в итальянских приморских поселочках, бесплатная парковка разрешена очень ограничено. Обычно, или совсем рядом с домом (и надо у хозяина спросить, где считается место «рядом», а где – нет, догадаться бывает невозможно) или на окраине на неохраняемой парковке (в Летоянни такое место рядом с виллой Греты Гарбо). Однажды утром мы увидели эвакуатор, безжалостно грузивший арендованные автомобили, припаркованные вдоль набережной, на платформу. Было это накануне базарного дня.

В тот же день, накоротке, мы поехали в ближайший городок Джардини-Наксос, проверить, что там изменилось за два года. Выяснилось, что ничего. В этих местах десятилетиями ничего не меняется! Дорог из Летоянни две: А 18 - платная – но очень недорогая - мы заплатили, кажется, центов 40, и бесплатная – вдоль побережья, по ней мы ехали обратно. Ехать примерно одинаково – минут двадцать. В Джардини- Наксос припарковались на улице, параллельной набережной, заплатили в паркомате монетами, кажется, по евро за час стоянки. Парковщика, который бы проверял чек на лобовом стекле, не заметили.

В остальные дни мы тоже заезжали на платную трассу на выезде из Летоянни. Точную цену не помню, но она не была большой. Заезжая, у шлагбаума водитель брал билетик, выезжая, отдавал его человеку в будочке и платил. Стоимость, в зависимости от расстояния, была разной, но каждый раз не больше, чем билет на автобус в Таормину на одного (а стоил он тогда немногим больше двух евро).

Паркуясь, мы обращали внимание знаки: под обозначением парковки обычно были размещены ее условия, и на разметку: желтая для инвалидов, синяя – платно, белая бесплатно (но рядом мог быть с знак с ограничениями по времени или только для резидентов).

И о заправках. На трассе заправок мало, есть на съездах и в населенных пунктах. Мы заправлялись обычно перед съездом на платную А18.

Как за нами гонялся трактор или на машине по Сицилии

Получив в комментариях вопрос о том, как мы ездили по Сицилии на машине, я ответила, дескать, обычно… Действительно, ни аварий, ни штрафов. Но курьезов и тонкостей было немало. Поэтому о сицилианских достопримечательностях и ресторанах я еще напишу, а пока продолжение о парковках и дороге.

Ни об одном маршруте мы не пожалели. Жили в Летоянни (это недалеко от Таормины)

Пятница: Сиракузы и Ното

Даже в конце июня в археологическом парке Сиракуз жара, поэтому ранний день мы начали с него. Около парка руководят парковщики: куда ехать и где встать. В пятницу нашего приезда основная стоянка почему была закрыта, и нам фактически велели припарковаться вдоль проезжей части, забрали 10 евро и дали мудреную парковочную карту с правом стоять весь день. От парка до центра - кафедрального собора - минут 30 пешком. После парка мы пошли в Археологический музей, потом в центр и Ортиджу. Машину мы не переставляли, хотя иногда я подумывала, что в такую жару надо было брать такси.

В Ното приехали к полднику. Где парковаться заранее, не выяснили. Дали два прекрасных круга вокруг города. Хотели переругаться, но тараканы не позволили. Вдоль тротуаров абсолютно все было занято машинами.

На втором круге мы нашли большую парковку недалеко от главной улицы Vittorio Emanuele, вечером она была пешеходной. Кажется, что улица с таким названием есть в каждом городе Сицилии. Парковка была похожа на стихийную и располагалась около церкви CHIESA ECCE HOMO AL PANTHEON. К нам тут же прибежал сицилиец, похожий на хрестоматийного Труфальдино из Бергамо, и велел заплатить ему 2 евро за присмотр за машиной, потому что паркомат сломан.

Мы же на Сицилии. Да и что такое – два евро. Заплатили.

А потом еще 2 евро паркомату, который, возможно, как раз и был сломан парковщиком. Машина выдала нам талончик на сегодня, на завтра, и хотела дать еще на послезавтра. Но столько нам точно было не надо. Когда мы ставили талончик под стекло, условный Труфальдино посмотрел на нас укоризненно, потом подошел и сказал про сицилийскую честность и неразумную трату денег этими иностранцами. Ну, мне так показалось.

Суббота: Пляж Fontane Bianche и Модика

До песчаных пляжей за Сиракузами от Летоянни ехать немногим меньше двух часов. Вначале мы хотели заехать еще и в Катанию, но потом решили слегка минимизировать культурный отдых. Вода у Fontane Bianche была теплее, чем у побережья Летоянни градусов на 5. Прозрачная и ласковая.

Вдоль моря стояли сосны, в соснах – парковки, за ними – организованные пляжи с дорогими лежаками. Пляжи шли один за другим, возможно, войти на какие-то и было бесплатно, но мы остановились на третьем от поворота. За парковку никому не платили.

Вечером мы заехали в барочную Модику. За парковку – ввиду выходного дня – тоже не платили, но все время волновались: как бы чего не вышло.

Воскресение: долина храмов Агридженто

Навигатор показывал 2 часа 40 минут, ехали почти 4 часа. Но это того стоило. Без машины мы бы сюда не добрались. Эти храмы, построенные из известняка и песчаника произвели на меня большее впечатление, чем Афинский Акрополь. И не только Конкордия.

Мы не хотели приезжать туда в самую жару, поэтому тронулись из Летоянни в Агридженто в час дня.

Долина храмов находится немного в стороне от современного города. Навигатор привирал, ехали по указателям и добрались без приключений. Парковок было несколько. Мы припарковались прямо у центрального входа, заехали за шлагбаум и, выезжая, заплатили паркомату три евро. Территория парка находится по обе стороны дороги, основное – в восточной части.

На заметку путешественнику. Рядом с Агридженто - знаменитый пляж с белыми скалами - Stair of the Turks, а еще в получасе езды - грязевые вулканы Vulcanelli di Macalube Riserva Naturale Macalube di Aragona (координаты 37.37333N, 13.60348E), но мы не доехали.

Понедельник: античная Вилла Казале и современный аутлет

Про древнеримскую Виллу Романа дэль Казале дочь сказала: «Раньше я думала, что это наши цари с дворцами в Петергофе богато жили, теперь понимаю: была неправа». Об этой разрушенной вилле с потрясающем полом точно будет отдельный рассказ. Но найти ее – та еще задачка.

От нашего Летоянни к римской вилле навигатор предложил ехать около двух часов. Примерно час все шло по плану. Но вскоре после Катании начались узкие сельские дороги: справа поле, слева поле… И вот в какой-то деревне на встречу нам едет черный БМВ. За рулем бывший житель знойной Африки. На директорском месте босс-сицилиец что-то нам возбужденно говорит и машет красным флажком. «Приветствует», - подумали мы. Покивали, прижавшись к обочине, и поехали дальше. А сицилиец все машет нам вслед. Едем дальше. И тут из-под горки раздается фр-фр-кр-кр и МАХИНА, трактор размером с Белаз, даже побольше. Вот о чем пытался нам сказать своим флажком сицилиец! Сдавали назад почти до самой деревни…

Дальше вроде до виллы (37.36808N, 14.33420E) совсем мало осталось. Но блуждали мы неменьше часа. Навигатор ведет к достопримечательности напрямки. А окружена она лесом и частными владениями, хозяева которых держат собак, весьма недружелюбных к путешествующим. Так что лучше ориентироваться по указателям и не сомневаться, когда указатель велит ехать в лес по сельской дороге с лужами и оврагами… Но стоянка цивилизованная: билетик у шлагбаума, оплата в киоске. Заплатили порядка двух евро, кажется.

Обратно через холмы по крутым проселочным дорогам под закатным солнцем минут через сорок мы доехали до аутлета, и в полной темноте, но по трассе, в глубокой ночи вернулись домой.

На утро нам предстояло сдать машину в Таормине. Подводных камней не оказалось. Мы просто сдали автомобиль. Жалели ли мы, что в этот раз не доехали до Палермо, Катании, Мессины и Этны? Нет. Мы просто приедем снова.

А теперь смотрите это чудесное видео в исполнении Полины!
Сладкое и холодное, но не мороженое. Жидкое, но не коктейль

Ее - обжигающе холодную, не приторно сладкую, ни на что не похожую - мы попробовали на Сицилии. Дегустация удалась не с первой поездки. Оказалось, что в марте это лакомство искать бесполезно, разве что в одном специализированном баре в Таормине, но об этом мы тогда еще не знали. Об этом кафе на Сицилии, где побывали многие знаменитости, расскажу в конце очерка.

Местные едят ее ложечкой с булочкой. Туристы – пытаются пить из трубочки, хотя для этого она слишком густа. Настоящую нельзя купить на вынос. По крайней мере, местные говорили, что уважающие себя сицилийцы с собой нам это лакомство не предложат. И, действительно, в хороших кафе – не продавали. Даже за 3 евро ее нужно было есть строго за столиком.

Мы покупали шоколадную, фисташковую, клубничную, апельсиновую, кофейную и даже помидорную. Пробовали брать с шапкой сливок. Решили, что это - перебор. Ели как местные – с булочкой-бриош. Мы постановили, что это – вкусно и вполне может быть завтраком или заменить полдник.

Думаю, хватит уже гадать. То, о чем я пишу, называется – ГРАНИТА. Знаменитый сицилийский десерт. Впрочем, гадать могли только те, кто только слышал о ней. Те, кто пробовал, уверена, угадали сразу.

Гранита (granita) – это не мороженое, не фруктовый лед, не сорбет, не джалато и не то, что продается в России под маркой щербета. Хотя всё это близкие родственники граниты.

Одни кулинары-исследователи пишут, что граниту привезли на Сицилию арабы, другие, что сицилийцы в XVI веке придумали ее сами, смешивая снег и колотый лед с Этны с тертым шоколадом или молотым миндалем, а позже – с пюре из фруктов.

В специальных хранилищах лед слеживался и таял очень медленно, примерно, как у нас наст на снеге в марте, когда зима случилась снежной и холодной. Дальше лед соскабливали и смешивали с фруктовым пюре или сиропом.

К двадцатому веку технология, конечно, уже не включала в себя лед с Этны и хранение в природных ледниках, но идея медленно смешивать мелкий мягкий лед, пюре, мед или сахара – осталась. Полученный продукт стали называть гранитой.

Деталей не знаю. Да и немало кондитеров, которые работают не на Сицилии и говорят, что готовят граниту, на самом деле делают не ее, а обычный колотый лед с фруктовым сиропом. Нет той нежности вкуса, плотности на языке и сытости в желудке.

По крайней мере, на Нисиросе, куда мы плавали с Коса, у нас было именно такое ощущение. Ну не гранита это была, несмотря на указание в меню!

Говорят, что фишка граниты в правильном смешивании. Гранита, в отличие от джелато и сорбета, практически не содержит воздуха, поэтому она такая плотная. Такая консистенция достигается благодаря медленному помешиванию при постоянной температуре. Иначе вода отделится от сладкой (но не переслащенной) массы и превратится в безвкусные кристаллы льда.

Дальше продукт замораживается и хранится при определенной (подозреваю, что тут тоже есть свои тонкости) температуре, потом, как мне кажется, еще разок перемешивается. Поэтому граниту и не продают на вынос – пока донесешь, консистенция лакомства изменится, а кондитер незаслуженно потеряет марку.

Самыми первыми вкусами граниты считаются миндальный, кофейный, шоколадный и лимонный. Насколько я помню, именно они в знаменитом Бам Баре (Bam Bar) в Таормине есть всегда. Остальные – в зависимости от сезона. Когда поспел урожай малины, мандаринов или манго – тогда соответствующая гранита и продается. В меню напротив каждого вида граниты указан месяц, когда она есть в наличии.

Бам Бар (Via di Giovanni 45) в Таормине считается туристическим местом. Туда водят всех знаменитостей. И с таорминского кинофестиваля, и с совещания G7. Ну а обычные туристы просто стараются не пропускать это кафе по дороге к греческому театру. Вечером очередь туда огромна, днем – она может быть небольшой или, если повезет, ее может не быть вовсе. На вынос ее, конечно же, не продают. Столиков внутри – с десяток, с наружи – еще пяток.

В стеклянный кубок можно взять один вид или два – по половинке, добавить сливки. Внутри кафе – на телевизионном экране демонстрируются фото знаменитостей, отведавших граниту в Бам Баре. Точно видела премьера Японии. Жаль, сфотографировать не успела. Но главное, саму граниту из Бам Бара, я попробовала! Говорят, самая вкусная – малиновая. Но я не согласна. Я – за клубничную!

А какая иноземная сладость произвела впечатление на вас?