на машине

Путешествие на Рождественские ярмарки в Скандинавию и Прибалтику

3 парома, 9 городов, 6 ярмарок

СТРАНИЦА ПОКА В РАЗРАБОТКЕ

Из Москвы до Копенгагена на машине: 9 городов, 3 парома и 6 рождественских ярмарок. Личный опыт

Вдохновленные успехом прошлой поездки на европейские рождественские ярмарки, осенью 2018 мы задумались о новом путешествии и стали анализировать, каким нашим мечтам реально сбыться.

Кому-то до Мюнхена из Москвы доехать – расплюнуть. Но о себе мы думали, что так не сможем: только один водитель, да и иностранный язык у обоих на неприлично низком уровне. Но, как выяснилось, Сережа может ехать долго и получать от этого удовольствие, а от меня тоже есть польза - в критической ситуации нерабочие клетки моего мозга оживают, и как-то объясниться мне удается. За две недели благодаря планированию мы были на ярмарках в Оломоуце, Вене и Зальцбурге, а импровизация помогла нам заехать не только в Мюнхен и Краков, но и в два замка: в чешский Боузов из детской мечты (сериал Арабелла) и из немецкой сказки – Нойшванштайн. Правда, в последнем случае, отсутствие подготовки и радость от достижения цели, чуть было не поставило под угрозу все предприятие, но это детали.

Итак, в новом проекте муж реанимировал свои мечты проехаться по Эресуннскому мосту. Длинному, необычному, который соединяет Данию и Швецию, идет над Эресуннским проливом, который соединяет Северное и Балтийское моря, а потом превращается в туннель, который идет под водой. А я решила, что мне невмоготу как хочется снова проехаться на пароме. Мне необходимо иногда просыпаться и видеть воду за окном. Есть у меня такая ментальная дурь.

И вместе мы поняли, что уже не можем без радости европейских рождественских ярмарок, это начало становиться семейным наркотиком. Эмоциональной подпиткой на целый год.

На две недели был определен такой маршрут (указываю старт-финиш и места ночёвок):

Москва – Торфяновка – Хельсинки (Финляндия) – паром Викинг Лайн – Йончепинг (Швеция) – Копенгаген (Дания) – Хельсинбёр (Дания) - Стокгольм (Швеция) - паром Таллиник Силья Лайн – Таллин (Эстония) - Рига (Латвия) – Москва. А еще в Дании мы заехали в Роскилле (Роскильде), первую столицу королевства с прекрасным музеем викингов и древним собором, где, по традиции наш Петр I на колонне оставил зарубку о своем росте.

Мы не преследовали цель доехать быстрее из одной точки в другую. Поэтому на маршруте появились Таллин (мы очень хотели заехать на ярмарки и туда) и Рига (мы любим и этот город, и его рынок, особенно рыбные павильоны, а тут, опять же, возможность увидеть елку и рождественские ряды, да и сходить на концерт в Домский собор – не лишнее).

По возвращении мы снова не пожалели: впечатлений опять хватило на год. Хотя рождественская часть была спокойнее, чем в предыдущем году. С другой стороны, скандинавы в принципе спокойнее немцев и австрийцев. А «картинка» иной раз была столь новой и непривычной, что мы нисколечко не пожалели, что пренебрегли сердцем европейского рождества – Баварией. Бог даст, поедем и туда!

Больной вопрос – цена вопроса. В итоге поездка на машине из Москвы до Копенгагена оказалась дороже вояжа предыдущего года примерно на треть. Не из-за использования паромов (стоимость ночевки на кораблике сопоставима с ценой гостиничного номера; машинка стоит и не ест бензин, а водитель отдыхает), просто сами скандинавские страны дороже. Особенно Дания. В Швеции и Финляндии мы нашли «лайфхаки». Но Дания того стоила.

Хотите верьте, хотите нет, но датчане другие. Говорят, что такие «другие» жители любого островного государства или маленького материка. Не знаю, пока мы больше в таких местах не были. В чем их инаковость я, на свой субъективный взгляд, постараюсь рассказать в дальнейших рассказах.

А сейчас общие выводы. Нашей целью был Копенгаген, и мы ее достигли. Нашей задачей было напитаться рождественской атмосферой, и мы ее решили. В наши планы не входило потолстеть, и нам это удалось.

За 15 дней мы проехали 3951 км, для этого нашей машинке понадобилось 237 литров бензина, за который мы заплатили около 13 000 рублей. Средний расход 5,9 на 100 км.

Ночевали в 9 городах и на 2 паромах. Стоимость ночевки - от 900 датских крон в Копенгагене до 2000 рублей в Великих Луках. В среднем – 75 евро за ночь.

Вместе с нашим Нисаном мы дважды переплыли Балтийское море и один раз проследовали из Балтийского моря в Северное – всего 874 километра на трех паромах.

Пешком на своих двоих мы сделали 228 818 шагов.

Погуляли по 7 городам: Хельсинки, Копенгаген, Роскилле, Хельсинбёр, Стокгольм, Таллин, Рига в 5 странах, осмотрели подробно 8 музеев и 1 зоопарк, покатались на аттракционах в 1 парке развлечений, увидели 1 водопад, послушали 1 концерт и попили глегги и глинтвейну на 6 ярмарках в 4 городах.

Удалось ли это путешествие? Да! Мы остались живы. Ну а если серьезно, было действительно здорово. Когда город готовится к Рождеству, чистый, опрятный, сияющий, вкусно пахнущий – это ли не лучшее время, чтоб его увидеть?

Итак, поехали!!!

Первый перегон Москва – Санкт-Петербург. На мой вкус преодолевать его на машине имеет смысл, только если ваша цель – не город на Неве, а что-то подальше. По бесплатной дороге есть риск постоять в пробках, а платная даже на двоих, учитывая время и бензин, думаю, что не оправдается.

Мы поехали по платной трассе М11. Если в двух словах, сейчас для легковушки проезд порядка 2000 тысяч. А когда ехали мы, то до Солнечногорска и в объезд Торжка платили 550 рублей в воскресение, а потом 660 за 300 км, чтобы обойти Вышний Волочек.

На втором участке стояли только полуавтоматические заправки ЛУКОЙЛа, на которых оплата только банковской картой, и где нельзя сказать: «Долить до полного», а только ответить на вопрос: «Сколько надо в литрах, а то сдачи не даём!». Туалеты - пластмассовые биобудочки или, их тогда только устанавливали, маленькие сарайчики с железным унитазом, как в поездах. Но бесплатно.

Потом ехали по Санкт-Петербургу, по самой кромке. КАД, ЗСД. И снова платили: 200, 200, 100 рублей. Но дорога красивая, имперская, величественная. Особенно по Вантовому мосту. Справа - Зенит-арена, слева - кукурузина. Ну, слева - на любителя.

Затем – трасса Скандинавия. Поймёт только тот, ездил. И редко! Тот, кто часто, думаю, привыкает.

Представьте: то ярко-ярко с фонарями через три метра по обе стороны, то темно-темно, будто ты в каменном веке без светильников. И несутся грузовики и легковухи, джипистые и всякие - лоб в лоб и сбоку. Если ты не несёшься, то только уворачивайся - то к обочине вправо, но навстречку влево (задние-то не простят, если ты не обойдёшь очередную фуру). А для адреналина ещё непредсказуемые переходы из темноты. Нерегулируемые. С живыми пешеходами... и ещё погранцы останавливают по дороге с вопросами: «Как дела? Все в порядке?» -«Да!!!!!»

Не расслабляясь, доехали до Торфяновки. Хорошо, что ночевка была запланирована тут. А то нервы еще от работы не успокоились. Многие, я знаю, со мной не согласятся: надо быстрее покидать Родину в случае отпуска, раз задуман променад за кордоном. Но я не согласна. Отдых в такой ситуации начинается сразу, как из дома вышел и в машину сел. А тут уж кому как удобнее, нам лучше festina lente (лат. торопись медленно)

Для дотошных. У нас Ниссан Премьера 2006 г, 7,5 л на 100 км, 95й. В первый день 892 км проехали – как раз дня и вечера хватило.

Граница и Disos

Проснулись в «Медведе», в четырёх км от границы. Номер в 2-3 раза дешевле, чем на сопредельной территории, завтрак вкусный.

При свете дня выяснилось, что заправляться по пути было необязательно. Мы напугались, что первых км 40 по Скандинавии заправок не было, а потом попалась закрытая: рядом с Медведем - прямо у трассы слева, как и мотель, стоит заправка.

К границе мы не торопились. Только в 11 выехали. На русской все было в момент. Пограничники (или таможенники?) лишь спросили у нас, не везём ли оружие:

- Вы охотник? ( мужу)

- Нет, я врач.

Хотя, разве одно другому мешает...

А у финов мы простояли полтора часа. Приехали, а впереди - машин 25. И все очень медленно, только фины, знай, мимо нас проезжают! Когда за нами собралось машин 50, дело пошло. Пограничники резко пустили штук 15 авто, а мы были как раз среди них. В домике сотрудники погранслужбы открыли все посты, и все стало молниеносно.

Время-то теперь на час меньше и потеря невелика: на часах снова 12.30.

Едем в знаменитый в определенных кругах Disos. Как я понимаю, фины перед последним кризисом сделали надалако от границы сеть магазинов, с самыми любимыми у русских товарами. Но основная специализация – рыба, всех мастей. Моя самая любимая – семга горячего копчения с сыром внутри. Те, кто едет на родину, сразу на кассе берут чек, который сразу оформлен для такс-фри. В палатке недалеко от границы по нему вернут часть денег за продукты (процентов 15, кажется). Ну а те, кто направляется в Европу, подобно нам, все равно заворачивает в Disos. Пообедать ухой. И хотя съезд с трассы бы не с нашей стороны, сей малый крюк за таким кушанием был оправдан.

Хельсинки

В 16.00 в столице Финляндии мы заселились напротив терминала паромной компании Викинг Лайн. В Хельсинки мы были многократно (почему я люблю этот город читайте тут), в этот раз место жительства определило удобство передвижения.

В центре - дорогие парковки, но если останавливаешься на один день на окраине, то по городу уже свободно не походишь – надо тратить время и деньги на дорогу (по 3,3 евро за поездку или 9 евро на день).

Мы выбрали Hellsten Helsinki Senate. От него и паромный терминал в пяти минутах езды, до Сенатской и Рыночной площади тоже недалеко, да и до бульвара Эспланады идти умеренно. У нас было две комнаты - спальня и гостинная, а еще кухня. За это мы заплатили - 80 евро, и ещё 25 за парковку на сутки, правда, машину на следующий день нам разрешили оставить еще на четыре часа - до отхода парома.

В конце ноября Хельсинки потихоньку начал преображается к Рождеству. Хотя официально ярмарки еще не начались. Главная иллюминация на Александркату ещё не горит, рождественский базар на Сенатской еще не разбит.

Рыночная площадь у моря стоит пустая, помытая. Палатки с новогодней тематикой, да и с обычными шапками переставлены к фонтану. Красиво. Купили новогоднюю фигурку. Про нее продавец сказал так: «Санта Клаус китайский, но лицо у него финское».

Не знаю, насколько любимый мной Хельсинки – рождественский город. Даже в Фазере глегги наливают по полстакана. Ну и ладно! В городе вовсю цветет вереск, в запрудах плавают лебеди... В Forum мы накупили светящихся новогодних брошек, поменяли немного шведских крон в Форексе, поискали в книжном бредберовский Дзен, поели ухи на рынке, нашли ворота С, чтобы наша машина знала, куда заезжать на паром - вот и все, Хельсинки, прощай до другого раза!

С машиной на пароме до Стокгольма. Как устроена перевозка автомобиля на Викинг лайн и что делать пассажирам

Зачем ездить на пароме через Балтийское море и сколько это стоит

Я в принципе люблю такой тип отдыха, и не потому что морская прогулка – это роскошно, как раз круизные компании Викинг Лайн и Таллиник Силья Лайн- их чаще других упоминают в связи с переходом Балтики - значительно скромнее многих средиземноморских линий. Я просто люблю море за окном, и меня радует, что я могу не сидеть на одном месте, как в купе поезда, а потом, опа, и оказаться накоротке в другом городе.

Но в этот раз наша цель была другая – не короткий отдых, а комфортно и быстро добраться до Швеции, чтобы ехать дальше. Если бы мы ехали на машине по дороге, это было бы дольше, а вкупе с ценой ночевки и бензина – и дороже. К тому же, водит в нашей семье только муж, а отдохнуть от руля единственному водителю – тоже нелишне в дороге.

На вышеуказанных круизных линиях часто бывают разные акции, и если их поймать, то путешествие выходит экономным

Но мы приняли решение ехать в тот момент, когда акций не было. Купили Викинг Лайн, потому что он останавливается в центре, и на вскидку нам показалось, что с него удобнее выезжать на основную дорогу в сторону Дании. Да и проехать хотели на паромах обеих компаний, а на обратной дороге Викинг нам не походил – он не ходит от Стокгольма до Таллина.

Итак, за небольшую каюту с окном (10 метров, чуть больше, чем купе поезда, но с душем и туалетом), за два завтрака и место для машины мы заплатили 167 евро. На борту мы должны были провести вечер (с 5 часов), ночь и утро (высадка в 10 часов по шведскому времени).

Посадка с машиной на паром

Это был наш первый опыт путешествия на пароме с машиной, поэтому заранее мы даже прошли пешком путь до въезда в терминал. Все выглядело четким и отлаженным.

Паром отбывает в 17.30. Рекомендуется приехать за час- полтора, но не позже, чем за полчаса. Раньше приезжать в службе поддержки не рекомендуют, но говорят, что в этом случае надо встать на платную стоянку перед въездом в терминал.

В день нашего отправления платная парковка была пуста, а за забором - у светофора перед терминалом - было всего несколько машин. Так что, думаю, что если бы мы не рассчитали время дороги, то могли бы встать и в бесплатном «накопителе».

16.00 заезжаем за ворота С. В будочку, рядом с въездом, не выходя из автомобиля, подаем распечатанный ваучер на паром, паспорта и техпаспорт на машину. Документы возвращают очень быстро, дают три карточки на паром (мне, мужу и на машину) и большой желтый ярлык, на котором стоит первая буква конечного пункта - S и от руки написано число пассажиров.

Наши карточки – это ключ в каюту и пропуск на завтрак, а карточка на машину нам ни разу не пригодилась.

Ярлык для парковщика мы повесили на лобовое стекло, затем проехали немного вперед и встали сбоку, у загородки. Впереди, метров через двести были шлагбаумы и стояли ряды будок, над каждой – светофор и табло, где указано, на какой паром через эту будку ехать.

Минут через 10 подъехали другие машины. Наконец, пришел регулировщик, но позвал не нас. Я даже начала вяло переживать, хотя и понимаю, что не о чем. За 15 минут до отхода парома заезжаем и мы.

На наши документы больше никто не посмотрел.

Машины на пароме стоят плотно в несколько рядов и на нескольких этажах. Думаю, что регулировщик размещает машины в зависимости от их высоты, и первыми к заезду приглашают более габаритные машины. За отдельную плату есть приоритетный выезд, и нужно, чтобы такие машины заезжали последними.

Встаем, куда велят, берем вещи и поднимаемся в каюту. Бывалые рекомендуют сфотографировать место, где оставлена машина (номер на стене) и обозначение ближайшего лифта, чтобы на следующий день все быстро найти.

Вход на автомобильную палубу закрывается перед отплытием. Обратно туда нужно идти только утром, за 30 минут до остановки парома. Водителей просят прийти не позже чем за 15 минут, потому что выезжают из парома все машины вместе, быстро, организованной колонной. Поэтому не думаю, что есть смысл доплачивать за приоритетный выезд. Все и так происходит в считанные минуты.

На пароме

Плыть - это мое самое любимое дело. Ну или ходить по морю! А муж любит петь. И вечером поет в караоке. И не он один... у иных финов голоса просто оперные. В эту поездку одна дама прекрасно пела «Московские окна» на финском. Так проходит наш вечер.

Еще одно развлечение на пароме – еда. С ноября на шведском столе рождественское меню - обильно и дорого (ужин 37 евро). Можно сесть в ресторан с заказом по меню, если не излишествовать, цена трапезы выйдет примерно такая же. А если есть желание сэкономить ужин можно принести и с собой. Сумки на входе никто не выворачивает. А на линии Турку-Стокгольм на борту есть и буфет с едой на вес и полноценный продуктовый магазин.

Вариантов завтраков на пароме немного, и тут я рекомендую хороший шведский стол за 11 евро, для детей цена ниже: с 6 до 11 лет – 4 евро, с 12 до 17 лет – 7,5 евро. Тот случай, когда путешествовать со взрослыми детьми выгодно!

С парома в Стокгольме мы выехали в три минуты. Опасения нашего водителя были напрасны: задний ход машине давать не пришлось - это ж паром, и мосты-ворота открываются с обеих сторон. Сразу на трассе, никаких трудностей и светофоров.

Мы поехали в Смоланд, область Астрид Линдгрен. Ночевать мы должны были в Йончепинге, в домике с видом на водопад.

На пути нас ждала прекрасная деревянная церковь, с резными скульптурами и росписью, похожая на тех, что я видела в Архангельской области.

Колокольня на курьих ножках и расписная деревянная церковь в шведской глубинке
Дорога идет через хвойные леса и зеленые поля. Будто сейчас не ноябрь, а поздняя холодная весна. Пасутся коровы и лошади. Жеребята накрыты попоной из стеганного ватника. Шведская пастораль какая-то.
Проезжаем озера в синем мареве, как из скандинавских саг.
Через четыре часа сворачиваем на просёлочную дорогу. Проселочную – потому идет она через поле, село справа, деревня слева. Но в отличие от наших палестин дорога – заасфальтирована.
И вот она, Haba kyrka - выше макушек деревьев, неприметная снаружи и особенная внутри.
Деревянная расписная церковь в Швеции
Хаба – так называется ближайшее селение. Кирка – церковь. Церковь в Хабе.
Наивная, примитивная и больше похожая на заречный храм в Великом Устюге, чем на лютеранско-протестантскую аскезу.
Откуда она здесь такая? Спросить не у кого. Как и было обещано интернетом, до 16 храм открыт, всеми люстрами подсвечен, а людей - никого. Ходи смотри, никто не оговорит.
В брошюре, которую за пожертвование мы взяли в церкви, было написано, что миссионеры пришли в эти края еще в XI веке, а в XII веке люди построили на этом месте первую церковь. С того времени в храме сохранилась старинная каменная купель 1250 года.
В 1680 году церковь была основательно перестроена, а тот облик, который мы видим сейчас, она получила в 1723 году. Строитель – Свен Нильсон Сван, о чем говорит мемориальная доска справа от алтаря. Стиль «старый провинциальный барокко с элементами ренессанса и роккоко». Стены и потолок в 1741-1742 году расписали два художника из соседнего Йончепинга. Их фрески, утверждает издание, иллюстрируют катехизис Мартина Лютера.
Самая старая часть церкви – ризница, она сделана из камня. В шкафу за стеклом стоят небольшие деревянные скульптуры XV века. Их, правда, мы не увидели. А вот другие деревянные изваяния – да. И они еще раз напомнили мне резную скульптуру русского севера, которую я видела в Троице-Глединском монастыре в Великом Устюге и вологодских музеях. Не так уж мы не похожи, как кажется.
Колокольня на курьих ножках и церковный приход
Еще одна диковинка – колокольня. Стоит отдельно. Маленький домик на высоких сваях. Чисто избушка на курьих ножках. 1760 года постройки. Раньше на ней было 3 колокола, сейчас стоит безязыкая.
Согласно переписным книгам, в XVIII веке в приходе было 200 человек, сейчас в церкви установлено 600 кресел, 6 со времени постройки храма расположены по обе стороны алтаря и принадлежат уважаемым семьям, для них в Хаба Кирка предусмотрен отдельный вход. До начала ХХ века мужчины и женщины в шведском лютеранском храме сидели отдельно, справа – мужчины, слева – женщины.
И хотя, уезжая, мы встретили только одного шведа, который приехал полить цветы на могилах, судя по социальным сетям, церковная община жива и процветает. Более сотни людей на службах, совместных трапезах и концертах.
Заправка в Швеции сняла с нас в три раза больше денег, а в забронированном доме с видом на водопад никого не оказалось

Продолжаю рассказ о нашем скандинавском рождественском путешествии. В прошлом рассказе речь шла об уникальной деревянной церкви, стоящей в лесу, недалеко от шведского села.

А сейчас я расскажу, про неприятности на шведская заправке и курьезы в Йончепинге.

Сложности на шведской заправке

Мы на дороге Стокгольм – Мальмё. Наш бензин подходит к концу. Заправок вдоль трассы немного, но они есть. Заезжаем.

Самообслуживание и оплата только по банковской карте. Приученный платной трассой Москва-Санкт-Петербург мы были к этому готовы. Но есть и отличия: вначале карточка вставляется в автомат, затем на ней блокируется сумма, эквивалентная полному баку огромной фуры – 135 долларов, а потом только в бак начинает поступать бензин.

Согласно нашим подсчетам, наша машинка смогла вместить в себя бензина только на 50 долларов. Но сразу после заправки деньги не вернулись и чека экономный автомат не дал.

В кафе при заправке работница уверила меня, что все в порядке, и деньги вот-вот вернутся. Но опасения у нас были: от друзей я наслушалась, то тут, как повезет.

Нам повезло уже на следующий день. За 29 литров шведы сняли честных 422 шведских кроны (46 долларов), правда, об этом никакого смс не было – в отличие от сведений о блокировке, я просто увидела эту информацию в банковском приложении.

Потом деньги на заправках блокировали и дальше. В Дании я успела даже все с карточки потратить, ушла в минус и докладывала (я искренне думала, что 130 долларов заблокировано и все продолжала расходовать оттуда средства).

Едем ночевать в Йончепинг, родину спичек

Почему Йончепинг, спросите вы? Из-за Хаба Кирка. О деревянной церкви, похожей на наши северные, я прочитала на одном из форумов, и загорелась туда заехать, к тому же храм стоял недалеко от дороги к Дании, крюк – небольшой. А дальше надо где-то остановиться. От церкви до Йончепинга – 20 километров.

К тому же сразу после парома ехать 8 часов без передышки нам не хотелось, да и по знаменитому мосту через Эресунский пролив надо было проехаться засветло.

Заезжаем в Йончепинг, едем по Гуглу. На карте дом 7а есть, а в реальности – не находим. Людей на улице тоже нет.

Что ж, вспоминаю студенческие навыки и иду по домам, как в Архангельской области. Стучу латунной скобой-молоточком. Выходит хозяйка и отсылает нас в соседний дом.

Кричу-стучу и там. Свет горит, но никто не открывает. Наконец, толкаю дверь. Открыто. Висит записка "Dear Alexandra..." Шок и трепет! Дом открыт, холодильник полон, сауна натоплена. Неожиданно, но приятно. Потрапезничали и пошли гулять.

Маленький двухэтажный домик (спальня на втором, кухня и сауна на первом) с видом на водопад обошелся нам в 78 евро. Бесплатная парковка – на улице. Завтрак (как выяснилось, самообслуживание из полного холодильника) входит в стоимость. А найти мы его не могли, потому что карта не учитывала высот. Дом вроде на той улице, на которой надо, а на горе. Сразу и не сообразишь, что это та же улица.

Город прост, без изысков. Старое порушено, новое – обычно. Люди в светоотражающих жилетках гуляют с собаками, много велосипедистов, видели лыжероллера. У заправки навалены отборные пахучие елки на продажу.

В музей спичек мы не попали – закрывается рано, открывается поздно. А нам же надо по мосту проехать и в Копенгаген засветло попасть.

А на утро мы поняли, что так шумело в темноте, и при чем тут водопад. Действительно, с террасы, на которой было бы так приятно посидеть с кружкой глегги, открывается вид на настоящий маленький водопад. Поэтому дом на букинге так и называется «дом с сауной и видом на водопад».

Едем дальше. Прощай, домик с водопадиком!

Эресуннский мост и первые ярмарки в Копенгагене

На следующее утро не очень рано, но и не очень поздно – так было больше шансов не поймать туман - мы поехали в Копенгаген. Как и обещали себе – по Эресуннскому мосту.

Почему-то этот мост манил. Одноименный сериал? Мы его так и не посмотрели. Аллегория свободы? Да вроде тоже нет, хотя красиво – по мосту, парящему над водой, за 10 минут переместиться из Швеции в Данию. Проехаться по нему мы задумали, когда еще Крымского моста не было и в помине, а мечту надо осуществлять.

Но мечта стоит денег. Оплата знаменитого Эресуннского моста через пролив между государствами прошла без проблем, буднично. Просто подъехали и оплатили карточкой: 375 датских крон (52 евро).

Около 8 км по мосту, потом 3, 5 км в подводном туннеле, и мы – Копенгагене. Вроде как круто. Но нет.

После Вантового моста в Санкт-Петербурге и голубого озера возле Йёончёпинга Эресуннский мост впечатлил несильно, но мы рады, что получили и этот опыт.

Потом я поняла. Все банально. Восторженные отзывы оставляли те путешественники, которые ехали из Дании в Швецию: почти из Копенгагена они уезжали в туннель и быстро «выныривали» из него на свет, в другую реальность. Совсем чуть-чуть им надо было проехаться по искусственному насыпному острову, чтобы оказаться парящими между водной гладью. И видеть, как впереди маячит и даже как будто колышется знаменитый 54 этажный небоскреб – самый высокий не только в Мальмё, но и во всех Скандинавских странах.

Эх, неужели мы не увидели это? Почему я не догадалась сразу, как надо было поступить? Все просто: многие путешествовали одним маршрутом туда и обратно. А четких формулировок, что делать, мне не попалось. С другой стороны, разве можно сформулировать мечту? Да и беда ехать в тумане тоже могла стать реальностью в любой момент. Так что и так хорошо и слава Богу.

Вот он - Копенгаген! И почти сразу мы видим знаменитые сады Тиволи. И хорошо, что они сияют. И славно, что страшный аттракцион – высок! Умиляюсь я абсолютно прагматически: так легче будет найти от парковки Tivoli Box Office, чтобы купить Копенгаген кард (музеи и бесплатный проезд на 72 часа) - 215 долларов на двоих.

Копенгаген – дорогой город. Но нам надо и в музеи, и в зоопарк, и в новогоднюю сказку Тиволи - нам надо везде успеть, и вряд ли это возможно пешком.

Еще в Москве я просчитала, что самое выгодное для нас Копенгаген кард. Потому что мы хотим всего и побольше. В теории – это свободный вход в 87 мест и бесплатный проезд. На практике за три дня столько не успеешь. Но наша карта окупилась: мы были в 7 музеях, 1 зоопарке и 1 парке развлечений, а также без стеснения ездили на автобусах.

Поэтому купить карту нам надо было сразу, чтобы не потерять ни грамма ценного времени из наших 72 часов. Муж высадил меня где-то, а сам поехал парковаться к вокзалу (поиск свободного места для машины в этом городе тот еще аттракцион). Огни Тиволи были моей путеводной целью. Нам все удалось. Мы даже не сговариваясь встретились у банка напротив Садов Тиволи – там я снимала деньги с карточки, потому что наш хозяин просил у нас только наличные и только датские кроны.

Дальше мы поехали в Фредериксберг – самый спокойный район Копенгагена. Там, где я забронировала квартиру стояло много одинаковых кирпичных домов (причем пронумерованы были не дома, а подъезды), у каждого хозяина было свое место для парковки, а до центра надо было ехать 10 минут на быстром автобусе.

Три дня мы прожили там в уютной двухкомнатной квартире за 2700 датских крон. Глобально - дорого. По меркам Копенгагена - даром, да ещё и с бесплатной парковкой, вином и фруктами от хозяина.

Выставляя чай, Эмиль приговаривал:

- Уж простите, ерундовый, не то, что у вас в России))

Жена Елена - из Сербии, оба - инженеры, сыну - Виктору-Павле лет 10. Любят Россию, считают Санкт-Петербург очень красивым городом. Если ещё, Бог даст, поехать в Копенгаген - только к ним.

И хватит про деньги. Поговорим о прекрасном.

В восемь вечера город почти пуст. Ньюхавн сияет иллюминацией, пахнет глеги и чуть-чуть елкой. Мы гуляем по свободному городу свободных людей и велосипедистов. Да, тут они - особый вид - уверенные, спокойные, дружные: толпой на перекресток и с перекрестка, с детьми, собаками, или просто сами с собой.

Наконец, мы пьем правильный глегги с изюмом и орешками. Волшебство начинается!