По дорогам золотого кольца

— Переславль-Залесский

Наталия Шимонова
из цикла "на Родине"
При слове «путешествие», мне всё больше представляется дорога в заморские страны. Но поездка на 100, 200 и даже 300 километров от Москвы — это тоже путешествие. Решив поймать последние летние деньки, мы отправились на машине в поездку: Ростов Великий — Переславль-Залесский. По дню на город.
Далее мы предлагаем Вам прочитать очерк "Спящий Ростов", конце которого мы направим Вас к очерку о Переславле "Тороватый город" . Потом же мы вернем Вас на эту, основную страницу. К советам, фотографиям и полезным ссылкам.
Дорога в Ростов и Переславль-Залесский
Дорога из Москвы в Ростов — просто прекрасная. Выезжаем со МКАД на Ярославское шоссе и едем по прямой, через леса и горы по прекрасно асфальтированной дороге до точки назначения. Хотя лично я включила навигатор, потому что Сергиев Посад мы объезжали (то есть в сам город не заезжали, ехали строго по Ярославке)

А по Переславлю я ехала не по прямой (то есть не по Московскому шоссе и улице Урицкого, потому что там была пробка), а объезжала по Валовой улице. Тоже глядя в навигатор. Может быть, это было не быстрее, так как Валовая довольно ухабиста, это почти просёлочная дорога. Но определённое удовольствие я получила. Кстати, вокруг города тоже есть объезд непосредственно по Ярославке. Но через Переславль ехать было приятнее. Кстати, мы не удержались, и по дороге (между Переславлем и Ростовом) приобрели ведро яблок и две связки здешнего фантастического красного сладкого лука.

Ростов: гостиницы
Я хваталась за голову, когда читала отзывы на Букинге и Трипэдвизоре. Об одной и той же гостинице или ресторане отзывы были абсолютно различны: от хвалебных до ругательных. Сжав волю в кулак, я решила не поддаваться эмоциям (хотя человек я чрезвычайно эмоциональный) и сказала себе: все люди разные и на всех не угодишь. Что главное? Главное, чтобы была крыша над головой, тёплый туалет, вода из крана и отсутствие тараканов как бонус (шутка!). И я выбрала - «Русское подворье» хотя и волновалась. В сентябре 2017 одноместный стоил от 900 рублей, двухместный 2200 рублей в среднем. В номерах — чисто, уютно, всё, что нужно для жизни, в наличии, хорошим завтраком кормят. Но два момента надо учитывать:
  • Лифта нет. Историческое здание довольно удачно было переоборудовано под отель, но до 2, 3 и 4 этажа с багажом надо идти пешком
  • Парковка. Она есть, но подъезд к ней ужасен — ямы, колдобины, грязь... Правда, я припарковалась. А в непосредственной близости от отеля есть и бесплатная городская парковка.
Ростов: где поесть
Мы ели в нашей гостинице и в ресторане «Алёша Попович». И я горячо рекомендую вам эти места! В «Алёше Поповиче» (улица Карла Маркса, 1) за 30 минут до закрытия нас накормили очень вкусным мясом и чрезвычайно вкусными блинами. Средний чек 500 - 800 р. на человека, в зависимости от аппетита. А на следующий день мы обедали в ресторане «Русского подворья». Во вкусный комплексный обед - по цене 160 рублей на персону входил рассольник и настоящее жаркое с мясом. И да, Ростов — не Москва, комплексные обеды быстро заканчиваются. В 13.30 мы успели предпоследними.
Ростов: достопримечательности
Обзорную экскурсию по городу за 1500 рублей я забронировала у администратора гостиницы-ресторана «Селивановъ» Предоплаты не потребовалось, мы лишь договорилась о дате-времени. Индивидуальная экскурсия с гидом на нашей машине экскурсантов стоит 750 рублей в час, работа экскурсовода - минимум 2 часа. Столько нам и было нужно!

Ростовский Кремль. Сюда мы отправились самостоятельно, без экскурсовода. Купили входные билеты (50 рублей за билет) и просто погуляли по территории.

В принципе, на полную экскурсию по Кремлю, на переходы по стенам, звонницу, музеи и прочее нужно часа два, не меньше. И везде надо покупать свой билет. Единый билет на территорию и экспозиции Кремля стоит 600 рублей. Но мы не пошли: во-первых, стремились в Семибратово; во-вторых, нам показалось, что всё это стоит неоправданно дорого; а в-третьих, особого впечатления Ростовский Кремль не производит. Что-то такое маленькое, миленькое, довольно, извините, захолустное. Лет 400-500 назад он, вероятно, смотрелся красиво, монументально, зело превеликолепно, лепо, раю подобно, вертоградом многоцветным, ну и так далее. Теперь уж не то. Sic transit gloria mundi. Да, наверное, и это не верные слова... Трудно найти слова, чтобы выразить свои чувства. Ведь упрекать исторический памятник в том, что он устарел довольно глупо. На то он и исторический — этот памятник! И фильм тут снимал Леонид Гайдай про Ивана Васильевича, который сменил профессию... Наверное, вот этот общий упадок Ростова делает своё чёрное дело. Это уныние, эта депрессия — она буквально проникла во всё. Все и всё спит. Все и всё замерло и ничего не хочется. Течение жизни будто бы остановилось. Ведь и Переславль, и Суздаль, и другие города — их слава тоже давно в прошлом. Но нигде я не сталкивалась с таким беспробудным сном, как в Ростове. Потому и в Кремль идти совсем не хотелось. И платить за это общее уныние 600 рублей было жалко. Невольно мне на ум пришло стихотворение Александра Порфирьевича Бородина:

Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит...
Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами...
Ни души живой кругом,
Все объято мёртвым сном...
Семибратово: достопримечательности рядом с Ростовом
Но мы всё-таки не дали себя усыпить. Еще из Москвы я заказала экскурсии в Музей Баклуш и Библиотеку Варенья Цена за экскурсию с входным билетом за взрослого: 160 и 170 рублей и 90 и 130 рублей за детей. На экскурсии нас было 5 человек. Мы приехали и сразу попали на варенье, присоединившись к семейству, которое уже побило баклуши. После варенья семейство пошло к медведям, а к нам присоединились вновь приехавшие три человека, и мы все пошли на баклуши. Потом мы пошли на мастер-класс, а кто-то ещё приехал, и все отправились к медведям. Потом мы уехали, а что уж там дальше было я не знаю!

Местные энтузиасты буквально на пустом месте сделали прекрасное туристическое развлечение — интерактивный музей, где всё — все экспонаты, чурбачки, молотки, топоры и всё остальное, чему я не припомню названия — можно пощупать руками. Интересно и детям и взрослым.

Единственное условие: добраться туда можно только на своей машине или на такси. Никаких признаков общественного транспорта я там не обнаружила. Хотя, быть может, там что-то и ходит.

Совет: берите с собой денежку. После дегустации варенья вам захочется его купить (в среднем 300 рублей за маленькую). И не откажите себе в удовольствии сходить на мастер-класс по изготовлению из ложки тряпичной куклы - 180 рублей с человека. За эту цену под руководством мастерицы-инструктора из деревянной ложки и тряпочек вы изготовляете самую настоящую суконно-посконную, домотканую куклу. Мне понравилось. Но вам понравится ли — не знаю. Все ж такие привереды. Скажут, вот, 180 рублей содрали — а она просто ложка в тряпке. Не гнётся, наряды не меняет, в каретах и автомобилях не разъезжает и на Барби не похожа! А как же двести лет назад в неё играли, а? И, между прочим, с удовольствием! Я так думаю, что у кого в голове мозги и воображение, два высших образования и мировоззрение, сформированное философами от Аристотеля и до наших дней, тому эту куклу изготовить своими руками будет приятно. И, поверьте, она будет ну просто как живая. И очень красивая. Разумеется, в системе славянского этнокультурного восприятия. Мироедам-космополитам лучше не погружаться в данное пространство. Их отечественный иггдрасиль незамедлительно отторгнет (Кто не понял, что я хотела сказать, на мастер-класс не идёт).
Переславль: гостиница
Когда вы соберетесь в эти края, то моё искренний совет — только гостевой дом «Николин Парк». Цена за номер 2000 рублей в среднем. А еще сайте отеля от этой цены довольно часто можно найти какую-нибудь приятную скидку.

Но надо иметь в виду: номера на 3 этаже с общим санузлом, но на общий уют и чистоту номеров это никак не влияет. Это влияет только на цену в сторону уменьшения оной. Мы же жили на первом, в улучшенном номере, с видом из окон на Николин монастырь. Это была просто фантастика! Чистота, красота, уют, вкуснейшие завтраки (правда, за них надо платить отдельно, но недорого) и собственный кот Пончик! Площадка для барбекю и звездное небо над головой. Ощущение, что приехал в гости к родственникам. Только грядки на огороде полоть не надо. Гостиница стоит на границе старого Переславля, там, где когда-то был городской крепостной вал (улица Валовое кольцо). Тишина, красота, покой, комфорт... С одной стороны — Плещеево озеро. С другой — монастырь. А какую там делают запеканку... А собственной выпечки хлеб! А баночка собственного варенья, каждое утро нового! А плюшки!!! Санаторий, одним словом.
Переславль: достопримечательности
Тут я решила пойти простым путем. Зашла на сайт крупного музейного комплекса Горицкого монастыря и заказала по телефону экскурсию. Предоплата не нужна. Цены смешные (2017): 20 рублей - билет в музей для взрослого и 250 рублей экскурсия. Даже если вы едете один — то экскурсию вам проведет дипломированный экскурсовод. Заказывать экскурсию можно непосредственно перед поездкой.

Я запланировала себе маршрут Памятники архитектуры Успенского, Горицкого монастыря, экскурсию в зал деревянной скульптуры XVI-XIX веков (160 рублей билет) и еще обзорную экскурсию в музей-усадьбу «Ботик Петра» (60 рублей за вход и 250 рублей за экскурсию). Единый билет на все выставки «Ботика» стоит 180 рублей. Билеты можно купить в Горицком монастыре или непосредственно в самом музее «Ботика». Для пенсионеров, студентов и детей - скидки.

По Горицкому монастырю мы ходили около полутора часов (экскурсия обзорная 45 минут, экскурсия в зал деревянной скульптуры 20 минут и милая и познавательная беседа с экскурсоводом всё остальное время, а могла бы быть и больше), и еще полтора часа мы пробыли в музее «Ботика» (всё это время заняла экскурсия).

«Петровская ассамблея» проводится для групп и занимает 1 час 10 минут без угощения, или полтора часа с угощением. Цена вопроса: 450 рублей с человека без фуршета, 600 рублей — с фуршетом. Скидок ни для кого нет. Заказывать эту программу надо минимум за 14 дней. Вообще, в «Ботике» проводится масса интерактивных программ для детей и для взрослых. Заходите на их и изучайте!

Переславль: где поесть
Вот тут в Переславле проблем нет. Мест — преизобильное количество и на любой кошелёк. Заходите в любое совершенно место, и вас везде накормят. Даже не сомневайтесь.

Лично я замечательно завтракала и ужинала в своей гостинице «Николин парк». Пообедать можно в "Альбицком саду" на ул .Кардовского, 21 Или зайти в ресторан напротив, по адресу ул .Кардовского, 22 в "Сельдь Царский Посол" Средний чек и там, и там 1000-1500 р. Сельдь будет поколоритнее, там всё отсылает, опять-таки, ко временам Петра Великого. «Альбицкий сад» место с этаким «дворцовым шиком», для любителей всего «дорогого». Но не могу сказать, что попробовала что-то феерически вкусное. Ну, кроме запеканки и плюшек в «Николином парке», разумеется. Это — выше всяких похвал... Ну, варенье, сметана, масло и оладушки там тоже были хороши. Всё остальное есть можно, всё было свежее, посуда везде — чистая. Но гастрономических открытий вы, скорее всего, в Переславле не сделаете.