Verification: 626376f5a41fcc72

Марина Замыслова
Из цикла "На Родине"
Приключение на выходные

Раньше я всегда относилась к поездам с предубеждением. В детстве я застала жуткие советские плацкартные вагоны, где вечно было жарко, грязно, постельное белье было серым, а в вагоне стоял специфический "поездной" запах, открыть окна при этом было проблемой.

О некоторых, более деликатных вещах, лучше просто умолчать. Отдельную ячейку моей памяти занимает ненавязчивый советский сервис от проводников - откровенных хамов, причем не всегда трезвых. С того времени, правда, я успела увидеть и лично испытать современные поезда, без этих ужасов, но даже они не смогли окончательно вылечить меня от тяжелой травмы, нанесенной советским плацкартом.

В общем, по моему глубокому убеждению, никак не может нормальный человек по доброй воле отправиться путешествовать на поезде для удовольствия! Да и само слово "путешествие" в моем сознании с поездами никак не склеивалось.
Поезд - это только средство для преодоления расстояний, к которому ты прибегаешь, когда другие виды транспорта по тем или иным причинам тебе не доступны. И ничего более. Поэтому решение провести выходные в путешествии (!!!) на туристическом поезде были для меня настоящей авантюрой с примесью откровенного фрондёрства.

Но дело сделано: решение принято, билеты куплены. Едем на выходные в Карелию!
Туристический поезд
"Москва - Петрозаводск - Сортавала - Выборг - Москва"
Для путешествия мы выбрали специальный поезд – туристический. Он очень удобно отправляется - в пятницу в 21.05. Можно спокойно поработать, а потом, так же без спешки, добраться до вокзала. Поскольку мы живем в Подмосковье, а работаем «на удаленке», то собрались заранее, а в пятницу утром приехали в Москву уже с вещами. Поработали в коворкинге, а потом отправились на вокзал.

Поезд двухэтажный (похожие ходят в Казань). У нас были билеты в СВ, на нижнем уровне. Когда мы нашли свое купе, нас ждал сюрприз - оказывается, СВ в нашем поезде - это не СВ в его классическом понимании, а обычное купе, в которое не продают места на верхние полки - таким образом оно превращается в двухместное. Поэтому можно сразу представить себе, как выглядит обычное купе.

И первое, что хочется сказать - оно заметно меньше прежних вариантов купе, в которых лично я ездила (и старых советских, и современных). В нем даже вдвоем было тесновато, а как там размещаться вчетвером - не очень представляю, если только сидеть на полке, не вставая. А еще, в купе крайне мало мест для хранения, вещи можно положить только под нижнюю полку и в маленькие шкафчики возле каждого пассажирского места.

Предполагается, что багаж едет в специализированном купе (по крайней мере, при покупке билетов заявлялась такая опция), но какие-то вещи человек все равно берет с собой, так вот, более-менее удобно разместить их будет довольно сложно.
Современное СВ в двухэтажном вагоне
Зато:

- для каждого места есть сейф и персональное освещение;

- постельное белье очень чистое и дорогое, подушки удобные (и их по две - кому-то это важно);

- купе закрывается на электронный замок, доступ по карточке, которую выдают проводники в начале пути;

- в купе есть кондиционер, на нем можно настроить комфортную температуру. И, к слову, прибор не отключается на стоянках (в некоторых поездах кондиционер работает только во время движения);

- между этажами вагона стоит кулер с водой;

- полно розеток разного назначения. Есть также беспроводная зарядка для смартфонов (отличная штука, если ваш гаджет поддерживает эту технологию);

- в пути можно в любой момент выпить чаю с лимоном или кофе из кофемашины (черный или со сливками) - никаких ограничений на эти напитки нет;

- в вагоне на каждом этаже по 18 мест (то есть всего 36 на вагон). И на эти 36 мест предусмотрены три туалетных комнаты, в одной из которых имеется душевая кабина. Этого более, чем достаточно. Я тот еще гусь водоплавающий, очень люблю омовения в разное время суток, но ни разу не помню, чтобы стояла в очереди или за мной эта очередь скапливалась;

- и, само собой (к счастью, для современных поездов это уже норма жизни), - чистота в вагоне идеальная. Никаких столь пугающих "поездных" запахов, вызывающих стойкое ощущение чего-то унылого и безнадежно грязного, от чего потом будешь долго отмываться, и все равно не отмоешься.
Наоборот, вагон производит впечатление продвинутого и в высшей степени технологичного гаджета - хром, пластик, светодиодное освещение, белый хрустящий текстиль. Из поездной ретро-романтики - только чай в подстаканниках.
Проводниками у нас были две очень милые и заботливые женщины. Как только мы загрузились в купе с нашими чемоданами и ноутбуками, распихали их по углам и огляделись по сторонам, одна из них предложила нам отметить начало путешествия бокалом белого вина.

Оказалось, что бокал вина (белого или красного - на ваш выбор) тоже входил в пакет услуг вместе с чаем, кофе и прочим питанием. Кстати о питании. Каждый вечер наши проводницы собирали заказы на горячие завтраки.Нам предлагали на выбор одно блюдо из двух (не исключаю, что можно было взять и оба. Мы, честно говоря, не спрашивали и сами всегда выбирали что-то одно).

Вот примеры меню на завтрак: овсяная каша или сырники (со сметаной или вареньем), омлет или блинчики с джемом).

Рано утром (около 7, если точнее) нам приносили заказанный горячий завтрак из вагона-ресторана и еще вручали пакеты с сухим пайком, в который обычно входил следующий набор:

• булка (из разряда "для бургеров");
  • круассан (у нас были с шоколадной начинкой);
  • масло сливочное порционное;
  • треугольничек плавленого сыра;
  • упаковка несладких крекеров;
  • шоколадный батончик или батончик мюсли;
  • сушки, или сухари, или хлебные палочки;
  • несколько маленьких бутылочек воды без газа (очень удобно брать с собой);
  • копченый сыр или мясные чипсы;
  • набор одноразовых столовых приборов, а также порционные соль, перец, сахар.
Честно говоря, мы из этого пайка брали только воду, а в целом для нас он был слишком калорийным. Вот мясные чипсы пригодились - мы ими прекрасно перекусили в Рускеале.

Тем, кто не считает калории, паек будет очень кстати. Но вот чего очень в нем не хватало - так это каких-нибудь фруктов, например, яблок или груш. Даже удивительно, что их не было - никаких проблем с их хранением быть не должно. Те же лимоны, например, нам приносили к чаю без ограничения. Если можно хранить и перевозить в поезде лимоны, почему яблоки нельзя? В общем, странно. Ну, будем надеяться на перемены в этом вопросе. И мы лично готовы поменять пачку крекеров на два яблока!
Для тех пассажиров, кто, помимо переезда на поезде, приобретал еще и экскурсионный тур от РЖД, было предусмотрено питание между экскурсиями, но мы не любим ни от кого зависеть, поэтому все активности планировали сами, и рассказать, "чем там кормили", не сможем, увы.

Дальше наша поездка строилась так: мы приезжали в очередной город, выходили и какое-то время с ним знакомились, а потом возвращались в свой вагон, всегда чистый, как будто умытый прохладной водой, и ехали дальше.

Единственное, что несколько подпортило отдых мне лично - выспаться в поезде, даже если твой вагон больше похож на космический корабль ближних рейсов, - почти невозможно. Все равно в пути тебя трясет, качает, раздаются разные звуки, иногда довольно громкие, и, если ты спишь чутко, то гарантированно будешь все время просыпаться. Утром чувствуешь себя уставшей, несмотря на то, что проводники хлопают над тобой крыльями и всячески опекают. Но это уже мои персональные особенности, на которые сложно повлиять даже такой мощной структуре, как РЖД. А в целом оказалось, что путешествовать поездом нестрашно, даже таким травмированным пассажирам, как я.

Но все же немного жаль, что наш СВ оказался не настоящим СВ, а его имитацией :-)
остановка первая
Петрозаводск: экскурсия, ботанический сад, национальный музей и рыбный ресторан

Ботанический сад. Вид на Онежское озеро
Петрозаводск
В Петрозаводск мы прибыли в субботу утром (в 7.50), и к этому моменту уже успели позавтракать в поезде. На 10 была назначена встреча с гидом, до нее мы решили прогуляться по городу и выпить кофе. С первым пунктом проблем не возникло - прямо от вокзала начинается центральная улица Петрозаводска, которая ведет к Онежскому озеру.

А вот найти открытую кофейню оказалось задачей посложнее. На вокзале мы оставаться не хотели, но, идя вдоль улицы, обнаружили, что, чем дальше от вокзала, тем позже открываются кофейни одной и той же сети (мы насчитали их 4). Посмеиваясь над этим забавным фактом, мы дошли до Онежского озера и набережной, где застали несколько ранних любителей бега и группу велосипедистов. Огляделись там, развернулись и подошли к одному из заведений уже к моменту его открытия. То есть кофе перед экскурсией мы все-таки выпили!

Гид Анастасия ждала нас возле гостиницы Северная - исторического здания в центре города. А дальше мы, широко открыв глаза, два с половиной часа слушали рассказ о Петрозаводске. Серьезно, не всегда везёт встретить столь увлеченного человека, который так интересно и много может рассказать о своем городе. Я уверена, что даже люди, мало что знающие о Карелии и, в частности, о Петрозаводске стали бы фанатами этого места после такой экскурсии.

Кстати, по словам Анастасии, не так уж много людей приезжают, чтобы посмотреть именно Петрозаводск, обычно для всех он является транзитом в Кижи или на Валаам. Ну, так эти люди просто нашу экскурсию не слушали, вот что я скажу.
Анастасия, эрудированная, любящая свой город, показалась мне очень органичной частью ее ненаглядной Карелии, родной душой окружающим нас валунам, деревьям и ручьям. Наверное, в том числе и поэтому ее рассказ получился таким сильным и интересным для нас.

К завершению экскурсии мы, во-первых, захотели вернуться в Петрозаводск уже своим ходом и непременно на несколько дней, а во-вторых, составили список мест, куда обязательно зайдем до отправления нашего поезда:

- местный ботанический сад с красивейшей коллекцией растений и валунов. К слову, валуны в Петрозаводске повсюду, и большинство из них просто откопали при проведении каких-то работ в городе да так и оставили лежать в качестве ландшафтного украшения.

Москвичу это немыслимо - у нас каждый валун для благоустройства оценивается на вес золота, причем в буквальном смысле. А тут такие сокровища на каждом шагу, и особо они никому не нужны! Хоть подгоняй грузовик и увози пару камушков с собой)

- а еще в ботаническом саду также находится местная природная достопримечательность - урочище Чертов стул, в котором после отступления ледника из-под осадочных пород на поверхность вышла вулканическая лава - результат действия палеовулкана Гирвас, чей кратер был обнаружен неподалеку.

- Национальный музей Республики Карелия: два этажа и целая вереница залов, рассказывающих об истории Карелии в мельчайших подробностях. Бродить там можно не один день. Жаль, что у нас было всего пара часов.

В урочище Чертов стул
Больше, к сожалению, мы никуда не успевали. Хотелось попасть еще в Музей изобразительных искусств, осмотреть повнимательнее старые финские дома (большинство из них качественно отреставрированы и прекрасно выглядят), а также посетить еще десяток, если не больше, мест в городе и окрестностях, но это пришлось оставить на следующий приезд.

Надо сказать, что нам крайне повезло с погодой - было солнечно и очень тихо, благодаря чему Онежское озеро выглядело нежной няшечкой. Сложно было поверить в его дурную репутацию, которую кратко, но ярко нам описала все та же Анастасия. На берегу озера мы нашли рыбный ресторан "Фрегат", в котором и пообедали.

Ресторан, кстати, заслуживает отдельного упоминания: вкуснейшая местная уха лохикейто (с лососем и сливками), карельские пирожки калитки с разными начинками (похожи на лодочки или маленькие расстегаи, но тесто замешивается на ржаной муке), нежная запеченая треска, - все это смело можем рекомендовать тем, кто будет приезжать в Петрозаводск.

Отдельный плюс ресторану - за быстрое обслуживание. Еду принесли молниеносно, что голодным туристам, вроде нас, оказалось очень кстати.

В наш отель на колесах мы вернулись незадолго до его отправления в 22.20. Честно говоря, хотелось задержаться в городе. Но нужно было ехать дальше - в Сортавалу.
остановка вторая
Пробежка по Сортавале
На Сортавалу у нас были особые планы. Прибывали мы туда в 7.44, после чего наш поезд должны были перегонять между станциями. Мы, тем временем, хотели выйти на пробежку, а уже после нее переодеться и поехать в Рускеалу. Для этого надо было выйти на одной станции, а после пробежки отыскать поезд уже на другой. Наша милая проводница очень переживала, что мы потеряемся :-) Зря - мы еще и не так умеем маневрировать, - к тому же пропускать тренировку не хотелось.

Рассказываю я об этом потому, что во время пробежки у нас была возможность посмотреть на город, о существовании которого я знала только по надписи на лыжах из младшешкольного детства, а также по несколько высокомерным характеристикам, данным Сортавале частью моих знакомых (по их словам, делать там особо нечего и смотреть не на что).

Сортавала - очень зеленый город. Столько сосен я видела еще только в поселке Солотча в Рязанской области, который расположен прямо в сосновом бору. Чистый, ухоженный и явно обновленный. Железнодорожные станции недавно отремонтировали, причем одна из них, "Сортавала-центр", куда прибыл наш поезд и откуда мы начали свою пробежку, находится на берегу озера Ляппяярви, и платформа там больше похожа на живописную пристань.

Из окна проходящего поезда
Сортавала
Кстати, пристань там тоже есть - красивая и современная, хотя еще не законченная (новое здание только достраивается). От нее, как говорят и слухи, и размещенное на берегу расписание, ходят экскурсионные суда на Валаам.

Не знаю, как выглядел город раньше. Сейчас в нем столько сдержанной красоты и спокойного достоинства, что я бы даже не отказалась там жить, а уж приехать туда снова - однозначно хотелось бы, а заодно поездить по южной Карелии - из Сортавалы это очень удобно. Да и в самом городе, как оказалось, есть что посмотреть.

Зайти мы никуда не успели, но во время пробежки видели и бывшее Пожарное депо с каланчой, и бывшую Ратушу, да и пробежка у нас была в парке Ваккосалми, который тоже является местной достопримечательностью. Все это, конечно, хотелось бы рассмотреть в деталях, но времени было маловато, хватило только съездить в горный парк Рускеала (о нем отдельная глава), а уже в 15.09 того же дня наш поезд отправился дальше - в Выборг.

остановка третья
Рускеала: путешествие в сказку
С конца 80-х годов прошлого века и до 2005 года в Рускеале была технологическая свалка, а раньше - богатейшее месторождение мрамора, который вначале добывали как для украшения столичных дворцов, а позже - для пережигания его в строительную известь. Варварство, но спрос зачастую, увы, корректирует технологию использования ресурса.

Сейчас от того времени остались рукотворные пещеры, подземные залы с колоннами, а также кирпичные конусовидные башни - бывшие печи для переработки мрамора в известь. В этих печах, да и во всем парке, собственно, можно прямо сейчас снимать сериал по сказкам Вильгельма Гауфа - декорации готовы, практически ничего не надо доделывать.

По крайней мере, сказку "Холодное сердце" Гауф вполне мог бы придумать именно в мраморном карьере Рускеала, а не у себя в Германии. Во всяком случае, песенку именно из этой сказки я напевала, пока мы ходили по парку. И когда спустились под землю на экскурсию в бывшие штольни - тоже.
Рускеала
Гид сказала, что мы идем в гости к гномам, а я сразу вспомнила Стеклянного Человечка из той же сказки, который внешне на гнома очень похож. Ну, а в лесу вокруг карьеров не живет разве Михей Голландец? Да, наверняка, живет, надо только поискать повнимательнее. Хотя лучше все же не искать - как известно, встреча с ним ничего хорошего герою сказки Гауфа не принесла. Но в Рускеале Михей Великан, если и есть, то наверняка ведет себя смирно и вреда никому не причинит.

Почему я так думаю? Да потому что это такое необычное место. Замечательное. Я сейчас не про красивые виды и классные экскурсии, на этом, если честно, даже не хочу останавливаться - информации про них полным-полно как на сайте парка, так и в многочисленных блогах тех людей, кто там побывал. Нет, я про другое. Это очень доброе, радушное и, я бы сказала, сердечное место. Даже в чем-то лечебное (для души уж точно). Походишь там - и сразу как-то жизнь налаживается, если с ней что-то было не так. И это удивительно, учитывая историю этого места, пропитанного тяжелым трудом, людскими страданиями; горем природы, ее разрушением, истощение запасов прекрасного камня и вообще - потребительское к нему отношение.

А вот Рускеала всё пережила и сохранила в себе какой-то светлый дух. И очень правильно сделали создатели парка, окружив свое детище сказочным антуражем. По моим ощущениям, это логичное материальное отражение обитающего здесь духа доброй сказки (а в ней - я опять про произведение Гауфа - если помните, все хорошо закончилось, хотя путь к такому завершению был сложным, тяжелым и порой казался тупиковым, а все усилия героев - безнадежными.

Кстати, этими же словами я бы описала историю самого карьера Рускеала, как, если бы, он был живым существом). Все предметы тут на своих местах, и в первую очередь - Рускеальский экспресс, на котором вы приезжаете из Сортавалы в Рускеалу.
Прибытие в Рускеалу
Это очень необычный поезд. На сайте РЖД он описывается как "ретропоезд на паровозной тяге, в составе которого - купейные вагоны, вагон-ресторан и фото-купе". Но это только форма.

На самом деле это поезд-портал, который перемещает вас из современного мира в сказочный. Для кого-то он похож на Хогвартс-экспресс (и действительно чем-то его напоминает, по крайней мере, внешне). Но давайте вспомним, что на платформу, откуда отправлялся Хогвартс-экспресс, тоже вел портал. И получается тот же самый волшебный поезд - как его ни назови.

Однако до Рускеалы ходит и обычная электричка. Мы, например, приехали на экспрессе, а возвращались именно на ней. И мне в какой-то момент показалось, что, раз уж мы экспрессом ехали только в одну сторону, то сказка так и осталась с нами.

Одним словом, приезжайте в Рускеалу - не пожалеете!

Рускеала
Ну, а теперь несколько организационных моментов, к сожалению, совсем не сказочных, а наоборот - очень бытовых, точнее - бюрократических, которые могли бы испортить нам всю поездку, если бы сказка не была сильнее. Итак:

1) Рускеальский экспресс приезжает в парк в 11.00, а касса пригородного поезда начинает работать только в 12. Получается, что, если обратно на экспрессе вам ехать неудобно (например, для нас было поздно - наш поезд уходил со станции Сортавала раньше, чем туда прибывал экспресс), вы не можете приехать и сразу взять обратный билет на электричку - нужно либо потом возвращаться к кассе, либо брать билет непосредственно перед отправлением поезда. Правда, есть еще вариант: купить заранее на сайте РЖД или через мобильное приложение (если речь идет об электричке). Но нам этот вариант по ряду причин не подходил.
2) Потом выяснилось, что в кассе обратный билет на пригородный поезд покупать не нужно вообще, так как его продают непосредственно в поезде. Что, конечно, прекрасно, но информации об этом нет нигде. Даже мелкими буквами. А могли бы одним небольшим плакатиком сэкономить нам (и не только нам) кучу нервов, потому что, учитывая стояние в очереди на вход в парк (о причине ниже), мы решили перестраховаться и пойти за билетами пораньше, из-за чего не успели заглянуть во все уголки парка;

3) Ну, и самое плохое - это отсутствие возможности заранее купить билеты для туристических групп и оплатить их заблаговременно по безналу. Уж не знаю, каким образом покупали билеты для пассажиров из нашего же туристического поезда (тех, кто купил комплексный тур, частью которого является поездка в Рускеалу), может, для РЖД есть персональная возможность для таких операций, но перед нами в очереди в кассу парка стояла женщина, которая была вынуждена на месте оформлять больше 20 входных билетов для своей группы!

Надо ли объяснять, сколько народу собралось в очереди за это время и какие эмоции эта задержка на пустом месте вызвала у людей (не говоря уже о той волне народной любви, которая тихо или явно вылилась на голову этой ни в чем неповинной женщины). С этим надо что-то делать, уважаемые друзья. Буквально на входе в сказку - такая грустная проза жизни.
Вход в штольню. Рускеала
Отдельного упоминания заслуживают личности, которых непонятная мне сила так и тянет увековечивать свои персональные данные на природных объектах. На сей раз фоном послужили стены итальянского карьера (практически отвесные и почти идеально белые). Глядя на все эти "Маша + Петя" и "Самара, 2020 год" хотелось сверху прибить заголовок: "Список неадекватных личностей". Из-за них я даже не задержалась в карьере дольше 2 минут.

Тем не менее, ничто не смогло испортить нам впечатления от волшебного места. Огромная благодарность тем, кто вложил столько труда в создание парка. Радостно также было видеть, что работы там не закончены - расчищаются площадки, появляются новые уголки, в которых можно посидеть, помечтать и вообразить себя героем сказки или подождать, не выйдет ли к тебе гном с мешком самоцветов. А если выйдет - не удивляйтесь. Там это нормально и естественно :-)

остановка четвертая
Нестандартный Выборг
Для Выборга у нас осталось всего 6 часов (с 17.30 до 23.42), что, конечно, для такого уникального города очень мало. Тем более уже наступил вечер, экскурсий в это время никто не проводит. У меня даже нет ни одной фотографии - как там можно фотографировать? Это же город-музей, там надо просто ходить и смотреть по сторонам, стараясь не слишком сильно открывать рот от восторга. И все равно за один вечер всего не увидишь.

Поэтому мы пошли нестандартным путем - заглянули в Военный музей Карельского перешейка, открытый историком Баиром Иринчеевым на собственные деньги. Экспозиция музея посвящена войне СССР против Финляндии, а также разным эпизодам Второй Мировой войны. Экспонаты предоставлены частными коллекционерами и поисковиками. Ребята проводят там экскурсии по всем залам - мы прослушали все с большим интересом.

Выборг: Темнейший и Морошка
Правда, здание музея требует ремонта, но постепенно и эту проблему Баир и команда решают (хотя не знаю, если честно, как они справляются). Кроме того, сотрудники музея создают макет города Выборга начала ХХ века, ориентируясь на старые фотографии и чертежи. Детали макета ребята печатают на 3D-принтере.

А еще в музее живут котики: Темнейший и Морошка, - важные члены команды, с которыми мы тоже познакомились. Темнейший даже разрешил себя погладить, а Морошка - наверное, самая пушистая кошка в мире, по крайней мере, из известных нам - осторожничала и не давалась. Правда, Баир сказал, чтобы мы не велись на провокации этих животных и не думали, что они голодают. Но мы все равно решили, что если окажемся снова в музее, то обязательно захватим с собой кошачьих вкусняшек. Как можно разочаровать котиков? И так стыдно, что в этот раз пришли с пустыми руками.
В Выборг, конечно, надо приезжать на несколько дней. После музея мы все-таки прошли старую часть города и поняли, что хорошо бы, например, подплыть к тамошнему замку на катере. Или обойти город с такой же экскурсией, как была у нас в Петрозаводске, и почувствовать биение его сердца.

А еще просто посидеть и постоять на узких улочках, которые мне напомнили старушку Европу... европейские города. Все-таки "шведская душа" ощущается в Выборге даже сейчас, спустя столько веков. Хотя мне, почему-то больше всего город напомнил Прагу...

Но мы сделали то, что смогли за 6 часов с небольшим, а потом попрощались с Выборгом (временно!) и вернулись обратно в поезд. Пора было возвращаться в Москву, куда мы прибыли в 9.47 в понедельник.