Verification: 626376f5a41fcc72
 
Города иноземные

Австрия

Вена, Зальцбург
Привет из Вены, Москва!
И как бы день ни начался рано, а случилось это в пол четвёртого утра, никогда еще недосыпание не было таким приятным. Каждая страна с воздуха выглядит особенно. Определённо, Австрия - страна ветряных мельниц. То тут, то там мелькали они под крылом самолёта.
Говорят, Вена - один из самых красивых городов Европы. Об этом судить не буду, но столица Австрии обладает какой-то притягательной, не холодной, как Питер, величественностью. Рождественские ярмарки только начинаются, Венская опера видена лишь издалека, но дом Моцарта уже показал целую жизнь великого композитора. Думаю, еще много интересного ждет нас впереди!
Полина
(запись из личного блога)
13 ноября 2015г.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
вспоминает Александра
А для меня самое яркое впечатление этого дня - Рождественские ярмарки в Вене.
Самая большая в Вене и, как венцы утверждают, и в Европе — это ярмарка у городской Ратуши (Rathausplatz Christkindlmarkt. Две сотни палаток с елочными игрушками, шапками и поделками, с традиционными сладостями, глинтвейном и сосисками. И все друг другу радуются, улыбаются… Все ждут праздник. Огромные деревья украшены большими елочными игрушками. Рядом — аттракционы для детей и домик, где уже скоро помощники Санты будут рассказывать детям рождественские истории. А пока можно заглянуть в окошко и увидеть сказочные двигающиеся фигуры, как те, что в моем детстве махали мне рукой из окон Детского мира… Конечно, мы купили сказочный домик из войлока, в котором сидит маленький Санта. Домик тот стоит на кружке апельсина, а кружок — на коричной палочке, а все вместе можно повесить — хоть на елку, хоть на люстру, хоть на гвоздик над столом!

Еще одну ярмарку в тот день мы увидели у собора св. Стефана, самого главного храмового здания Вены — на площади Штефансплац (Stephansplatz). Та ярмарка меньше: домики стоят не стройными рядами, как у Ратуши, а кругом собора. Между ними встречаются высаженные в кадки рождественские елочки. На Штефанплац много поделок из разных австрийских земель, и елочные игрушки — другие: многие из стекла, из фаянса, из металла. Да, и кружки для глинтвейна везде свои — на главной ярмарке — красные закругленные сердечком, а тут — маленький сапожек — синий или красный — с ручкой. Строго говоря, кружки не продаются. Вы покупаете глинтвейн, а за кружку даете залог — 3 евро. А потом или возвращаете кружку за залог или нет!

И последняя ярмарка на сегодня — на рыночной площади Ам Хоф (Am Hof) у Дома Радио. Здесь больше, чем в других местах, самодельных вязаных шапочек, валенных жилеточек, необычных перчаточек… Но в этот вечер нас поразило не это. Нехарактерно много полицейских — конных, пеших, на машинах. Почему? Несколькими часами раньше в Париже произошло сразу шесть террористических атак. Но в тот момент мы об этом еще не знали.


2
Если ты подходишь к окну и видишь ослепительное солнце - день удался. Но если ты видишь Альпы (пусть покрытые не снегом, а травой), день удался вдвойне. Пейзаж нескромный: налево горы, прямо горы, а справа возвышается довольно-таки устрашающая крепость Хоэнзальцбург. На нее можно добраться тремя способами: пешком, на фуникулере, и (как говорится, подайте мне вертолет!) на вертолете. Мы выбрали фуникулер и сразу добрались до места: концерт Mozart Ensemble Saltzburg.
Обратно шли пешком. Город интересный. Рождественские огни, еловые лапы с желтыми шарами, не-понятно-как-подвешенные елочные игрушки...
Праздник к нам приходит!

Полина
14 ноября 2015г.
Вид на Альпы и вокзал из окна наших апартаментов
ДЕНЬ ВТОРОЙ
вспоминает Александра
И вот почему мы увидели Альпы.
Только прилетели, и снова в дорогу. Еще в Москве было решено, что одной Вены нам мало, и нужно посмотреть Зальцбург — город, где родился Моцарт. Лететь сразу туда было дорого, ехать поездом после самолета или непосредственно перед — тяжело для нашего третьего путешественника — бабушки, поэтому решено было отправиться к Моцарту на второй день. До Зальцбурга по железной дороге ездят два перевозчика — государственный и частный, у частного — Westban — день в день покупать билеты экономнее. А максимально дешевые билеты можно купить на определенные рейсы через интернет, но они были неудобны нам по времени. Поэтому поехали сразу на вокзал. И сделали не так, как планировали: купили билеты не в вагоне у кондуктора, а заранее в табачном киоске — с наценкой в 90 центов. Касс у Westban на вокзале нет, а билетные автоматы, мы, как ни старались — не нашли. Билет, который нам продал на обратном пути кондуктор, стоил — 24.90.

Приехали в 13.30, заселение с двух. На смс, отправленное на указанный телефон, никто не ответил. Жилье оплачено, но кода подъезда нет, и у высотного дома никто не ждет. До 14.00 я не переживаю. Потом, обремененная мамой и дочкой, понимаю, что разговорный английский мне все же пригодился бы. Мягко убеждаю Полину, что ей надо позвонить в дирекцию апартаментов… Ни в какую. Мама волнуется и хочет обратно в Вену. Объясняю дочери:

 — Вариантов два. Или ночуем на вокзале или ты звонишь.

Ни в какую. Потом дочь все же начинает переписку по смс, и ей отвечают! Правда, совсем не то: уверяют, что мы-де стоим у другого дома! Но мы-то знаем — на Букинге есть фото подъезда, и мы ждем как раз около него… Наконец, 15 летняя дочь звонит. Не тому менеджеру, с кем вела переписку, а сразу владельцу в Вену.

Бинго! Не зря она учит английский с шести лет, через три минуты к нам спускается человек и заселяет в апартаменты!!! Вывод: если вы не знаете языка, лучше иметь туз в рукаве — человека, кто в крайнем случае проведет переговоры за вас. Хотя бы подругу на телефоне на другом конце глобуса или малого ребенка под боком. Впрочем, был еще вариант позвонить в Букинг, однажды они уже помогли мне с этим вопросом (рассказ о Барселоне).

Мы немного отдохнули и поехали в Hohensalzburg на концерт. Это и вправду было волшебно. Старинный замок. Гербовый зал, отделанный деревом. Квинтет музыкантов играет Шуберта, Гайдена, Моцарта, Дворжака, Штрауса. Это был день материнской гордости. Я поняла, что 9 лет в музыкальной школе (два на подготовке и семь в основной) для Поли тоже прошли не зря. В антракте и по дороге домой дитё рассказывала мне о музыке, что — не скажу. Вы ведь, наверное, это и так знаете, а я свое невежество скрою.

Для тех, кто хочет повторить наш опыт посещения концертов в Зальцбурге: билеты я покупала еще в Москве через интернет-магазин в Зальцбурге, 34 евро для взрослого, 20 евро — для школьника или студента. Места наши были в так называемой зоне второй категории: можно сесть на любой стул, но только с 7 по 14 ряд. Кстати, в зале именно эти ряды были заняты (австрийцами, японцами и нами), а до 7 ряда — в основном свободны. Концерт начинается в 19.30, длится немногим больше часа. Перед началом электронные билеты надо обменять на обычные.

3
И снова крепость Хоэнзальцбург. Уже менее зловещая, даже приветливая и дружелюбная. Вчера вечером вокруг было ни зги не видно, а сегодня позади - деловой центр города, впереди - жилые постройки, альпийские луга в горах. Виды потрясающие и просто захватывающие!
А еще мы мы были в доме, где родился Вольфганг Амадей Моцарт. Понятное дело, там были ноты, рукописи, письма, портреты, ну что еще в музеях бывает? Но вот что точно нигде не найдешь - детская скрипка, которая "открыла" новую музыкальную эпоху.
P.S. Фотографировать инструмент не разрешалось.

Полина
15 ноября 2015г.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
вспоминает Александра
По Зальцбургу мы гуляли с утра.
В девять были уже в центре. Магазины — закрыты, туристов — единицы. Весь этот готовящийся к Рождеству город — только для нас. Гуляй, глазей, фотографируй! У нас был почти час — туристы собрались только к 10, когда стали открываться магазины и музеи. Впрочем, некоторые так и не открылись. Панорамным видом из лифта в горе Мёнхсберг (MÖNCHSBERGLIFT) нам полюбоваться так и не удалось. А музей игрушек (TOY MUSEUM) мы просто не нашли, хотя ища дом 2, прошли улицу Bürgerspitalgasse вдоль, поперек, вверх и вниз! Но главный музей города — дом, где родился Моцарт, вдоль фасада которого так написано — MOZART'S BIRTHPLACE — в центре главной улицы, мы не пропустили. Когда ходили по второму этажу, мне казалось, что деревянный пол в этом старом доме так и скрипит подо мной, и скоро обрушится… Но здание выдержало! В голове от музея осталась детская скрипка Моцарта и благоговение к великому композитору.

Крепость Hohensalzburg восхитила, но изнутри совсем не запомнилась. А ее неприступный вид, как и город, каким он видится из крепости, так и стоит перед глазами.

А еще в Зальцбурге у нас был беспорядочный, нерегламентируемый, нелогичный, но абсолютно замечательный праздник живота. Еще утром, мы зашли поесть … креветок! В Nordsee. В эту сеть быстрого «рыбного» питания и в Зальцбурге и в Вене днем и вечером стояла очередь, а вот с утра желающих недорого поесть морепродукты было немного. Возле дома Моцарта с уличного прилавка мы купили жареных каштанов, на смеси языков поболтав с австрийским дедушкой-каштановаром: откуда мы — где живет он — холодно ли в Москве -и какие погоды нынче стоят замечательные перед Рождеством… Ну и конечно мы не могли не купить впрок и не поесть на месте знаменитых Mozartkugel — конфет-шариков. Их продавали почти в каждом магазине и кафе. Заводские, с мини-фабрик, из ресторанных кухонь. Реклама утвержадала, что только здесь, в Зальцбурге продаются сделанные по настоящему рецепту, а отличить их можно по синему портрету Моцарта на блестящей фольге. Вот только беда: разных видов синих конфет Mozartkugel мы насчитали не меньше десяти, а конфетка в среднем — по евро — полтора. Купить каждый сорт на всех — не разгуляешься. Впрочем, в лавочках обычно конфету крошили на 6 частей и предлагали попробовать. Как обычно, оригинальный рецепт кто-то то ли украл, то ли кондитер сам его продал, поэтому авторство, как обычно, неоднозначно. Мне запомнилось два вкуса: те, что делаются по рецепту Пауля Фёрста (это он — тот маленький человечек, что стоит во дворе перед крепостью на шарике-конфете), их мы пробовали в историческом кафе FÜRST и из магазина-кондитерской Josef Holzermayr. Начинка из мягкого марципана, внутри фундук, сверху шоколад, во рту — таят, если хранить, кому удается, то недолго, да и срок годности — несколько недель.

4
Дом Музыки в Вене- место феерическое. Уже при входе - лестница с черно-белыми ступеньками: бежишь по роялю, который играет, звуки подписаны (do-re-mi..; c-d-e..).
Первый этаж посвящен Венскому филармоническому оркестру. Запомнились почему-то дирижерские палочки: местами потертые, изогнутые, - будто письма из прошлого.
Второй этаж - "Соносфера", безмерное царство звуков, которые мы слышали, слышим или услышим. Здесь удивили звуки разных городов. Оказывается, Токио и Шанхай звучат очень похоже! Но не все города одинаковы..
Третий этаж посвящен мастерам - композиторам и музыкантам. В каждом зале есть аудио-биографии известных личностей, их вещи, инструменты. Был даже журнал успеваемости, где числился Франц Шуберт.

Полина
16 ноября 2015г.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
вспоминает Александра
Вернулись в Вену.
Снова рождественские ярмарки. В Зальцбурге их только строят, а тут праздник уже можно пощупать рукой. Но надо и культурно просвещаться. У нас как раз остался комплексный билет в Дом музыки. В Австрии комбинированные билеты выгоднее семейных, но иногда музеи, согласно этим билетам, нужно посещать в разные дни. А в музее Моцарта мы были как раз три дня назад. Два культурных учреждения стоили 17 евро на взрослого и 12 — за ребенка, без скидки было бы в полтора раза дороже.

У музея музыки — много достоинств. Пропустить его, если вы в Вене, нельзя — ни ребенку, ни взрослому. Он интерактивный, оригинальный: к примеру, ну где еще можно подирижировать Венским оркестром? Правда, если со слухом туго, виртуальные музыканты будут вставать, уходить и обзывать незадачливого дирижера глухим ослом, но это детали… А еще этот музей открыт допоздна — билет можно купить до 21.30, а смотреть экспозицию до 22.00. Впрочем, получаса будет явно недостаточно.

Да, Вена — логичный город. И все же, если бы не маленькая синяя точка на планшете, нам пришлось бы туго. В этой поездке я убедилась, что если скачать (а это можно сделать еще дома) карту на свой гаджет, а потом уже в поездке даже на несколько секунд включить интернет (бесплатный сейчас легко можно найти не только в кафе, но и в информбюро на вокзале), то потом, даже будучи не подключенным к всемирной паутине, вы все равно увидите на карте себя — маленькую синюю точку, которая будет идти вместе с вами!

5
На венских улицах музыкантов встретить очень легко. То важно пройдет куда-то мужчина с виолончелью, то проедет в сторону оперы скрипачка на велосипеде. За ней сегодня проследовали и мы, на оперу "Электра".
Здание знаменитой оперы показалось мне простым, но благородным. Внутри сосуществуют несколько совершенно разных залов, барельефы, на которых - балет и опера, трагедии, комедии и драмы, скульптуры композиторов, фрески с их произведениями и даже мозаики, происходящего за кулисами действа.
Опера шла в одно действие. Постановка авангардная, но билеты на другое представление нам купить не удалось. Поэтому декорации (черные стены, непонятные лифты) и костюмы (от белых кружевных платьев до шуб а-ля-Сибирь-мороз) удивляли и, местами, пугали. Актеры пели очень вдохновенно, эмоционально, художественно, оркестр играл просто потрясающе.
Я никогда еще так не ощущала единения стольких людей: музыкантов, певцов и слушателей!

Полина
17 ноября 2015г.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
вспоминает Александра
Под знаком Оперы
Венская Опера — это классика, ну как не сходить? Когда еще в Вену попадем. Хлопоты начала за месяц, сразу как собрались лететь. Но спектакль пришлось выбрать авангардный, только он шел в удобные нам даты. Удалось схватить места на галерке по 13 евро, когда выбирала, на схеме зала напротив них была пометка — с ограниченным обзором. Это значит — увидеть можно будет только пол сцены и пол оркестра (он в венской опере не закрыт).

На авангард мама идти отказалась, поэтому еще в Москве мы решили, что утром пойдем в венскую оперу на экскурсию, есть там и такая услуга. Место в группе с русским экскурсоводом я хотела забронировать еще из дома, но оказалось — пустое, бронировать ничего не нужно, раз нас всего трое. На сайте Венской оперы указано, когда на каком языке будут экскурсии, и что быть надо за полчаса. Пришли, купили в кассе билеты — 3,5 евро за школьника-студента, 6 — за пенсионера, 7,5 — за взрослого работающего человека, такого как я. Внутри Опера беднее, чем будапештская, и нет столько золота, как в нашем Большом театре. Много небольших комнат — под такой буфет, под сякой, под комнату для Императора… За сцену не пустили — в этот день была репетиция. Но в целом — интересно. Убранство не театра — дворца.

Вечером же в ярком освещении опера смотрелась по-другому, празднично, ярко. И люди были подстать, все шли на торжество. У нас на галерке было немало меломанов в потертых фраках и белых рубашках! Что до спектакля — и Вагнер в «Электре» на себя не похож, и сцена, по которой бегут собаки как часть авторского замысла, не вполне мне понятны.

Как меломаны, в этот день мы питались исключительно лепестками, лепестками фиалок. Шутка. Хотя, доля правды в этом есть. Перед оперой мы зашли в Demel попробовать торт Захер — сладкий символ австрийской столицы. Шоколадный, с абрикосовой прослойкой, очень похож на нашу «Прагу» (хотя, вероятно, это она с него скопирована). Правом считать свой торт, сделанным по традиционному рецепту, обладают два кафе — Sacher и Демель. Но только в Демеле делают засахаренные лепестки фиалок, которые так любила принцесса Сиси. Стоят они как мерседес (ну, если из лепестков эту машину выложить, то такая цена и получится). 19 евро за 80 грамм. Спокойно пройти мимо горок из этих маленьких бумажных коробочек с ландышами и фиалками на обложке, так похожих на тех, в которых наши бабушки хранили пудру, просто невозможно. Хотя попробовав, не могу сказать, что это — шедевр, но — любопытно!

6
Шёнбрунн - летняя резиденция австрийских императоров династии Габсбургов. С этой фамилией я познакомилась впервые в Греции, на Корфу, где находится дворец принцессы Сисси, Ахиллион. Принцесса, Елизавета Австрийская, была удивительной красавицей с очень интересной судьбой.
Шёнбрунн окружают зеленые сады, беседки, искусно остриженные кусты. Был очень сильный, буквально сдувающий, штормовой ветер, но мы решились подняться на холм, откуда возможно увидеть весь город.
Потом мы пошли в самый старый зоопарк в мире. Летучие мыши совершенно свободно передвигаются по своим "тропикам" (температура +28, влажность 30%), туда-сюда снуют иностранные синицы (они не синицы, но уж очень похожи), бегают по этому природному царству школьники-англичане с заданием от учителя-натуралиста. Белому мишке было грустно, сове холодно (даже обнять ее хотелось:), но маленький слоненок радостно бегал от собрата к собрату и отбирал у них еду.
Вечер мы завершили, гуляя по рождественским ярмаркам.
Атмосфера - высший класс!

Полина
18 ноября 2015г.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ
вспоминает Александра
А еще мы поели настоящей австрийской еды
Вначале — штрудель в королевском кафе Глориетта. Конечно, когда там трапезничал Франц I, — это заведение было не пунктом общепита, а обеденным залом. А потом, выйдя из Зоопарка, в ресторане Brandauers Schlossbräu мы поели традиционных австрийских блюд: шницель из телятины и ребрышки из свинины, по-разному приготовленную тушеную капусту. Цена обеда — 9.90 евро с человека, подходить к «шведскому столу» можно сколько угодно раз. Напитки, правда, в эту сумму не входили.

Накануне мы часа за полтора посмотрели Хофбург, городской дворец Габсбургов: покои императора (весьма скромно), дворец СиСи (трагическая история жизни, много платьев, одним словом: девочкам будет очень интересно) и коллекция серебра (и фарфора — посуды и приборов очень много, кажется, все королевские запасы выставили). Шенбрунн — дворец с пятьюдесятью небольшими комнатами — безусловно масштабнее и помпезнее. Доехать до дворца удобно — 10 минут из центра до одноименной станции метро, билеты можно купить через интернет, на сайте дворца, а осенью можно и на месте — очередей нет. Комбинаций масса — и семейные билеты, и разного рода комплексные (в том числе и с Хофсбургом), мы выбрали winter pass (он доступен осенью-зимой, когда все летние сооружения закрыты). Такой билет во все залы музея и зоопарк стоит 25 евро со взрослого, 15 — со школьника.

Вечером на Рождественскую ярмарку мы пошли ко дворцу Марии-Терезии (Maria Theresien-Platz). Особенность этой ярмарки — поделки со всего мира. Но вначале я этого не знала, поэтому, когда в одной из палаток увидела индийские елочные игрушки — звезды и шарики из папье-маше — была оскорблена в лучших чувствах: из Панаджи мы везли такие как дорогую ценность, а они, выходит, — обычные китайские, что по всему миру продаются. Но хозяйка киоска меня успокоила, и на словах и на пальцах — показала сертификаты из столицы Гоа и рассказала, как специально везла их сюда. Я угомонилась — не китайщина, не глобализация, а просто торговое сотрудничество.

7
Идеальный дом. Каждый представляет его по разному, но Фриденсрайх Хундертвассер видел его так: разноцветный дом с разным уровнем кровли и оконных проёмов, с весёлыми куполами и причудливыми арками, с травой на крышах и деревьями, растущими в нишах жилых квартир. Сегодня я видела этот дом, построенный в 1986 году. Это необычное зрелище, удивительный проект, и, думаю, здесь люди действительно становятся счастливее.

Полина
19 ноября 2015г.
Идеальный дом Фриденсрайха Хундертвассера
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
вспоминает Александра
Этот день мы завершили в Аиде
Aida — так называется сеть популярных венских кафе, основанная в 1913 году. Здесь бывают и туристы и сами австрийцы: читают подборки бумажных газет, назначают встречи, приходят в тишине и одиночестве посмаковать чашечку кофе, выбор которых огромен, а цена — 3−4 евро.

В кафе в этот раз мы наблюдали сцену, очень напоминающую эпизод из фильма «Москва слезам не верит». В кафе зашел торговец журналами в поддержку беженцев. Очевидно, человек другой расы и менталитета. Мы-то к такому привычные, если не планируем в этот раз поучаствовать финансово в его жизни, посмотрим строго, он и пойдет дальше. Не то австрийцы. Сидела в кафе одна дама средних лет: пила кофе, думала о своем. И подходит к ней такой вот торговец — неплохо одетый, с большим плакатом-журналом на пузе. Смотрит на нее выразительно, потом просит купить. Дама отказывается. Он стоит. Она пьет кофе. Он не отходит. Она достает кошелек, и методично вынимает и показывает торговцу кредитки, потом переворачивает кошелек, трясет и оттуда падает несколько монеток, которые, по одной, она выкладывает ему на ладошку . Что-то возмущенно говорит. А я так и слышу: «Ну нет у меня больше!» А Муравьева в роли Людмилы, помните, еще прибавляет: «Дай пяточок, на дорогу оставлю!» Только то был ее бывший муж, а не чужой человек из другой страны. А настырность — та же. Но это жизнь, современная жизнь, как она есть. А Вена, Вена — прекрасна!
Сегодня - Вена. Завтра - Москва.
А будущее принесет мне еще море впечатлений..
P.S.: ПУТЕШЕСТВИЕ В АВСТРИЮ ЧУТЬ НЕ СОРВАЛОСЬ!
вспоминает Александра
Эта поездка возникла совершенно спонтанно.
В начале октября Австрийские авиалинии поделились спецпредложением — за 10 000 рублей в Вену и обратно. Я подумала: это шанс — показать маме и дочке настоящие рождественские ярмарки (муж все одно беспробудно работает). И вот настал день, когда на карточке Сбербанка появились деньги. Вечером все легли спать, а я занялась билетами. Рейс выбран, деньги с карточки списаны, на экране компьютера надпись:

«Ошибка при проведении операции по Вашей кредитной карте. Пожалуйста, используйте другую карту, либо свяжитесь с Вашим банком».

И это совсем не те слова, что я ожидала прочесть. В Сбере уверили, что все путем, «деньги в буфере», австрийцы их запросили, но «операцию не продолжили», нужен «запрос на финансовое списание», в противном случае они зависнут на несколько месяцев. В Австрийских авиалиниях автоответчик с часами работы. Жду утра и трезвоню в авиалинии по всем телефонам. Пишу по всем адресам… Ну и, делаю вид, что не волнуюсь… Через девять часов дозвона, забыв переключить телефон в тоновый режим и не нажав нужную цифру, я слышу в трубке голос живого человека!!! Это потом я узнала, что в таких ситуациях, если хочешь быстрее дозвониться, лучше не нажимать цифр, а сразу ждать оператора! Девушка рассказала о сбое на сайте, извинилась, и предложила перебронировать по новым ценам. Тут я начала возмущаться и хотела отказаться от путешествия и срочно потребовать деньги назад. Но оказалось, что цены, напротив, понизились на 600 рублей с билета… Пустяк, а приятно! Дальше все пошло хорошо:  на одну ночь я забронировала в Вене отель Pension Liechtenstein с ранним заселением (в 10.00), чтобы маме отдохнуть с дороги; на два дня я оплатила в Зальцбурге уютные апартаменты рядом с вокзалом и с видом на Альпы — Easyapartments Central и договорилась на четыре ночи остановиться в квартире Octocom Wien Zentrum в 10 минутах от собора св. Стефана. С финальными уборками, которые необходимо было оплатить в апартаментах вышло 632 евро (85 + 152 + 35 за уборку + 300 + 60 за уборку).

Из важного. В Зальцбурге нам помогла сэкономить Зальцбург кард — Salzburg Card 32 евро за взрослого (48 часов) и 16 евро за ребенка до 15 лет. Карту мы купили на вокзале, но можно сделать это и через интернет. По ней двое суток — а это как раз 3 неполных дня — с полудня до полудня можно бесплатно сходить по разу в каждый музей и проехаться на фуникулере в крепость, а так же сколько угодно ездить в городских автобусах, в том числе до загородного аутлета (скидка по карте — 10 процентов).

А еще я узнала расписание Рождественских ярмарок. Выяснила, как экономнее доехать от аэропорта в Вену (на S-Bahn) и из Вены в Зальцбург. Распечатала Гугл карты со всеми нашими маршрутами и таймингом. Одним словом, я сделала подробный и объемный план (см. брошюрку внизу страницы), который мы выполнили всего наполовину… Что ж, повод вернуться!
ПОЛИНА И АЛЕКСАНДРА КУДРЯВЦЕВЫ
ВСЕ ФОТОГРАФИИ СДЕЛАНЫ НАМИ