Verification: 626376f5a41fcc72
 
Города иноземные
Сан-Марко
Как мы попали на православную литургию в главный католический собор Венеции и
Как мы попали на православную литургию в католический собор Сан Марко в Венеции
Почти десять утра. На главной площади Венеции уже толпится народ, но большой очереди на вход в Сан Марко еще нет. Даже думаем зайти, хотя в кармане лежит купленный заранее ваучер на проход без очереди на 11.45. Пока раздумывали, дверь закрыли. Ну и хорошо. По правде сказать, цель-то у нас другая: мы хотим попасть на православную литургию в главный католический собор. Нам очень повезло: мы оказались в Венеции в правильное время. И у нас есть шанс.

Православную литургию в крипте, под главным алтарем собора св. Марка, служат с 2004 года один раз в году, 8 мая. Это день памяти святого евангелиста по юлианскому календарю - именно его придерживается русская православная церковь. На сайте прихода в Венеции за несколько дней до службы было написано, что все, кто хочет прийти на литургию, должны написать им письмо. Но мы узнали об этом не из интернета, а по сарафанному радио – от гида, поэтому никому не писали и пришли на удачу.

Конечно, боялись, что не пустят: пришли на литургию, а сами в брюках, как туристы (юбки-то остались в Москве). Мы уже приготовились отстаивать свое православие. Но Символ Веры и знание литургики не пригодилось.
Ищем заветную дверь слева. За углом действительно есть особые ворота, где на итальянском написано, что на мессу надо идти сюда. Но нам-то на литургию… Где толпы матушек в платочках, которых ни с кем не спутать? Нету. Может еще рано?

Возвращаемся к главному фасаду. Охранник наклоняется к характерной даме в платочке. То, что нужно! Уж и сами думали охранника попытать. Дама в платочке сворачивает за угол, и вот оно спасение! У ворот с указанием идти на мессу стоят еще три православных паломницы. К ним выходит матушка и приглашает внутрь.

Я к ней:
- Матушка, можно и нам войти?
- Конечно, проходите, у нас сейчас месса начинается.
- Ээээ, в смысле, литургия?
- Ну да, литургия. Мы уж привыкли как они говорить, по-местному.

Идем за провожатым. Эта дверь в собор для молящихся - вход, а для туристов - выход. Только посетители выходят из галереи справа, а нам надо налево, за дубовую дверь.

Оказавшись за дверью, вначале мы идем через часовню (придел по-нашему), где за веревочным ограждением католики правят мессу, потом поворачиваем вправо и спускаемся вниз – в крипту под главным алтарем, как раз под саркофаг. С IX века святой апостол Марк перевезен в главный храм Венеции и назначен покровителем свободной республики. И Сан Марко построили специально, чтобы с почетом поместить там мощи святого евангелиста, обманом вывезенные венецианскими купцами из Александрии. До начала XIX века базилика была придворным храмом дожей, и только потом получила статус кафедрального.
На литургии служит собор священников, как сказали после службы, они со многих православных приходов съехались. Поет хороший хор, как мне показалось, московский. На службе за сотню народа – местные и паломники из России. Алтарной преграды нет, престол – древний каменный стол. Вокруг молящихся резные каменные колонны, на таких – только деревянных – и стоит Венеция.

По окончании службы верующих пригласили подняться наверх и приложиться к мощам. Раз в год такое братья католики православным разрешают. Для нас зажгли главное паникадило, и даже приостановили поток людей к Пала д'Оро – золотому праздничному алтарю в Сан-Марко

После православной службы – как и после католической - из собора можно не уходить. Нужно просто обойти ленточки-ограждения и остаться внутри собора. Вход в Сан-Марко бесплатен. Обычно из-за большого числа круизных туристов, чтобы войти, надо отстоять очередь или заранее в интернете купить ваучер за 3 евро на проход с отдельной небольшой очередью в выбранное время (интервал 15 минут). Но, как мы выяснили, в определенное время и в определенном месте верующие проходят в собор вообще без очереди и без сканирования сумочек и объемных рюкзаков. А по окончании службы из собора их принудительно не выгоняют. Так что наши ваучеры не понадобились.

Да, туристы, как пишут в интернете, ходят за экскурсоводом и по дорожкам, огороженным ленточкам. Но так как внутри собора есть несколько платных музеев, а купить билет в некоторые можно только в галерее, посетителям не возбраняется обходить толпу и ходить туда-сюда.
А то, что показывают в Сан-Марко за деньги
– самое интересное
  • Во-первых, это музей Сан-Марко
    Билеты за 5 евро надо купить при входе, в нартексе. Сам музей находится «хорах» - на втором этаже, лестница – около кассы. Именно там стоит оригинал знаменитой бронзовой квадриги четверки лошадей, за которую так бились завоеватели (по разным данным, то ли IV до н.э. то ли II века). Очень мне было обидно, что на них – таких живых, быстрых и разных – почти никто из туристов и не смотрел. На крыше, точнее открытой лоджии Кавалли, куда тоже могут выйти посетители музея – стоит копия.

    С лоджии открывается прекрасный вид и на площадь, на Часовую башню и на лагуну. Дополнительный бонус – немноголюдье в таком туристическом месте. Тургруппы торопятся, а самостоятельные туристы, если заранее не выяснили, что нужно подняться в музей, сюда просто не попадут – логистика в Сан-Марко такова, что в середине осмотра указателей, как подняться в этот музей, нет. А еще оттуда лучше всего рассматривать золотые мозаики стен и потолка, рассмотреть Пантократора, евангелистов и святых, буквально напитаться всей архитектоникой собора.
  • Во-вторых, за 2 евро можно посмотреть на золотой алтарь - Пала д'Оро
    Внешне он похож на иконостас из 250 миниатюрных эмалей – где есть и Деисус, и все основные ряды. Его устанавливали в базилике на большие праздники. Иконы на нем небольшие, обрамленные золотым, инкрустированным драгоценными камнями, окладом. Все это богатство было заказано в X веке в Константинополе. К тому же в обычный день, только купив билет в Пала д'Оро, можно максимально близко подойти к огороженному саркофагу с мощами.
  • В-третьих, за 3 евро справа от выхода из Пала д'Оро можно войти в Сокровищницу (Tesoro)
    Правда, на мой взгляд, на этом можно бы и сэкономить. Это маленькая комнатка представляет собой некое собрание мощей и святынь, со всего света привезенных крестоносцами, и неблагочестиво складированных за стеклянными витринами. Согласно официальной информации, есть тут нож с Тайной вечери, палец Марии Магдалины, три камня, из тех, которыми побивали Святого Стефана…

    Пробыли мы в соборе вдоволь. После двухчасовой литургии еще часа два по собору походили. Об одном жалею. Не продавалось в музейной лавке фотографий Квадриги. Очень уж мне кони понравились.